Проведение конкурса у единственного поставщика

Одним из видов осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Этот вид закупок, с одной стороны, очень привлекателен для учреждений — продолжительность такой закупки не растянута, да и процедура проще по сравнению с другими способами определения поставщиков. С другой стороны, при осуществлении закупки данного вида есть один существенный минус — высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что названный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риска сговора с поставщиком). Прочитав статью, вы узнаете, что это за процедура, в каких случаях она может осуществляться, каковы этапы и сроки ее проведения. Кроме того, мы расскажем, как законодатели хотят скорректировать порядок проведения закупки у единственного поставщика, чтобы она стала более распространенной.

Закупка у единственного поставщика

Статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, заказчики при осуществлении закупок могут:

1. Использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

— конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

— аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

— запрос котировок и запрос предложений.

2. Осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определение закупки у единственного поставщика в Законе N 44-ФЗ не приводится. Однако из анализа ст. 24, 93 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что это такой способ определения поставщика, при котором предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за государственные средства направляется конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику). Иными словами, в отличие от закупки конкурентными способами при закупке товаров, работ, услуг данным способом заказчику не требуется осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, в указанной ситуации отсутствует процесс определения победителя.

Кроме того, отличительной особенностью закупки у единственного поставщика является то, что ее разрешено проводить только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Если необходимо произвести закупку товаров, работ, услуг и ситуация не соответствует ни одному из случаев заключения контракта с единственным поставщиком, а учреждение не обязано осуществлять закупку одним из закрытых способов или иным конкретно оговоренным в Законе N 44-ФЗ способом, то заказчик имеет право объявить открытый конкурс или электронный аукцион. В некоторых ситуациях допускается проведение закупки путем запроса котировок или предложений.

Когда заказчик может закупать товары, работы или услуги у единственного поставщика?

Случаи, когда проводится закупка у единственного поставщика, установлены ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Всего их 33. Перечислять эти случаи мы не будем, акцентируем внимание на тех, которые наиболее интересны для учреждений физической культуры и спорта.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Причем совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн. руб. в год.

Обратите внимание! Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Иными словами, ключевым условием в данном случае является лишь соблюдение установленных ограничений по объему закупки — не более 5% от годовой "закупочной" суммы и не более 50 млн. руб. для закупки у единственного участника.

Наряду с рассмотренным выше условием, позволяющим произвести закупку у единственного поставщика, Законом N 44-ФЗ установлен ряд других возможностей получить требуемые товары, работы и услуги максимально упрощенным методом. Из большого перечня предусмотренных случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя применить к спортивным учреждениям можно:

1) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

2) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление учреждению, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

3) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

4) признание несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Примечание. Согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ учреждение вправе заключить контракт с единственным поставщиком в устной форме при:

— закупках на сумму не более 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— закупках билетов (абонементов) в театр, кинотеатр, цирк, зоопарк, музей, на спортивные мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— закупке лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, жизненных показаний) на сумму не более 200 тыс. руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

5) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

6) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к данным услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

7) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (при индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При осуществлении закупки по данному пункту сумма контракта не может превышать 200 тыс. руб. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

8) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

9) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

10) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. В указанных правовых актах устанавливаются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена данного контракта, а также срок аренды. При подготовке проектов названных правовых актов к этим проектам прилагается обоснование цены контракта согласно положениям ст. 22 Закона N 44-ФЗ (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

11) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Этапы проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя

Процедуру закупки у единственного поставщика условно можно разделить на несколько этапов.

1. Общая подготовка к проведению закупки у единственного поставщика включает в себя поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя, согласование возможности проведения закупки у единственного участника (при необходимости). Напомним, что правила согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2013 N 537.

К сведению. Учреждение физической культуры и спорта обязано согласовывать закупку у единственного поставщика, если конкурентные процедуры — конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений — признаны несостоявшимися (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях согласовывать заключение контракта не требуется.

2. Подготовка документов для проведения закупки у единственного поставщика. На данном этапе разрабатывается проект контракта, заключаемого с единственным поставщиком, составляется отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, в таком отчете необходимо обосновать цену контракта и иные существенные его условия. Затем в информационной системе размещается извещение, если это необходимо в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, а оно обязательно при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных п. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 Закона N 44-ФЗ. Срок размещения извещения в единой информационной системе — не позднее чем за 5 календарных дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

3. Заключение контракта с единственным контрагентом. Для этого проверяется факт внесения выбранным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения контракта, а затем подписывается контракт. Отметим, что по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан включить в контракт условие об обеспечении исполнения контракта. Однако для закупок у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сделано исключение, и заказчик может не включать в контракт условие об обеспечении контракта.

4. Уведомление о заключении контракта контролирующего органа (при необходимости). На названном этапе подготавливается и направляется в адрес соответствующего контролирующего органа уведомление о проведении закупки у единственного поставщика. Такое уведомление необходимо, только если закупаются работы или услуги, которые могут оказать или выполнить органы власти, либо если закупка организована для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или срочного медицинского вмешательства (п. 6, 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях уведомление не требуется.

5. Проведение экспертизы. Согласно ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Планируемые изменения

Во-первых, согласно проекту Федерального закона N 502221-6 предлагается внести следующие изменения в Закон N 44-ФЗ:

— расширить перечень оснований для проведения запроса предложений, предоставив возможность заключать контракты на поставку спортивного инвентаря и оборудования для спортивных сборных команд субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов. В настоящее время возможность такой поставки предусмотрена только для спортивных сборных команд РФ;

— предоставить возможность заказчикам — центрам спортивной подготовки сборных команд или центрам физкультурно-спортивной направленности заключать контракты с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., при условии, что совокупный годовой объем закупок в этом случае не превысит 50% размера средств, которые предусмотрены на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составит не более 20 млн. руб. в год;

— включить в перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком заключение контракта на оказание услуг, связанных с организацией и обеспечением участия спортивных сборных команд в официальных физкультурных мероприятиях. К таким услугам следует отнести проезд к месту проведения данных мероприятий, наем жилого помещения, обеспечение питания и транспортное обслуживание.

Во-вторых, проектом Федерального закона N 467816-6 предусматривается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т. п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В-третьих, проектом Федерального закона N 472837-6 планируется скорректировать п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, планируется, что "ценовое" ограничение (5% от годового объема средств на все закупки, но не более 50 млн. руб.) не будет распространяться на заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком не превышает 1 млн. руб.

Помимо данных законопроектов обращают на себя внимание опубликованные в конце марта 2014 года предложения Минэкономразвития, касающиеся закупок у единственного поставщика.

В частности, планируется предоставить выбор заказчикам, осуществляющим закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Согласно планируемым изменениям для этого предоставят два варианта:

— 2 млн. руб.;

— 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок, но не более 50 млн. руб.

Первый вариант, полагаем, подойдет для "маленьких" заказчиков, с объемом закупок, например, 5 или 7 млн. в год.

Важным изменением считаем введение понятия совокупного годового объема закупок, так как именно от него зависит определение:

— 5% для закупок у единственного поставщика;

— 10% для запроса котировок;

— необходимости создания контрактной службы;

— 15% для закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Исходя из разъяснений Минэкономразвития совокупным годовым доходом является сумма начальных максимальных цен контракта, которые в соответствии с планом-графиком должны быть заключены в текущем году. Другими словами, если извещение о проведении закупки было размещено в декабре 2013 года, в совокупный доход названная сумма не входит.

Теперь планируется ввести определение совокупного годового объема закупок, чтобы не было разночтений, суммы каких контрактов в него включать. Для этого в ст. 3 Закона N 44-ФЗ будет введен п. 16, в котором и будет зафиксировано данное определение. Итак, совокупный годовой объем закупок — это утвержденный заказчику на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок согласно Закону N 44-ФЗ, в том числе для оплаты обязательств по контрактам, заключенным до начала финансового года.

Получается, что совокупным доходом будет считаться сумма денежных средств, которые заказчик потратит на закупки в текущем году, причем это деньги как на оплату ранее заключенного контракта, так и на те контракты, которые заключаются и исполняются в текущем году. Например, если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в совокупный годовой объем закупок войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами либо — для бюджетных учреждений — в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности будет оплачена в текущем году.

Кроме этого, Минэкономразвития предложил дополнительно скорректировать следующие моменты касательно ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

1. Предлагается уточнить п. 25 ч. 1. Так, в настоящее время заказчики в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятия решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны согласовывать данное решение с контрольным органом в сфере закупок.

Планируется исключить обязанность по такому согласованию в случае признания несостоявшимся запроса котировок и установить срок на подачу заявления о согласовании закупки у единственного поставщика в случае несостоявшихся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений — 10 календарных дней. В действующей редакции Закона N 44-ФЗ предусмотрен лишь срок согласования для контрольного органа.

2. Для аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения заказчиком в настоящее время требуется согласие высшего органа субъекта либо муниципального образования. Для экономии времени Минэкономразвития предлагает исключить такое требование, внеся коррективы в п. 32 ч. 1.

3. С учетом обобщения практики обращений Минэкономразвития считает необходимым исключить обязанность по обоснованию невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме как закупка у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта для п. 1, 2, 4, 5, 16-24, 25, 33 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, для этих же пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предлагается исключение требования о включении в контракт расчета и обоснования цены контракта для закупок у единственного поставщика.

Заключение

Закупки у единственного поставщика привлекают заказчиков своей простотой проведения и сжатыми сроками. Однако существующие ограничения — 33 случая — и "ценовой" порог значительно затрудняют применение данного способа учреждениями. Надеемся, что планируемые изменения будут приняты и учреждения физической культуры и спорта смогут существенно сэкономить время и средства на осуществление закупок, выбрав именно способ закупки у единственного поставщика.

Закупки у единственного поставщика с учетом планируемых изменений

Похожие записи:




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Закупка у единственного поставщика : порядок проведения и рекомендации Ажурные шапочки вязанные крючком схемы

Проведение конкурса у единственного поставщика Этапы проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика
Проведение конкурса у единственного поставщика 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем
Проведение конкурса у единственного поставщика Он такой один: снова про закупки у единственного поставщика
Проведение конкурса у единственного поставщика 44 ФЗ 2017 - Статья 93 - Осуществление закупки у единственного
Проведение конкурса у единственного поставщика Способы закупок по контрактной системе (презентация)
Проведение конкурса у единственного поставщика Государственная закупка у единственного поставщика
6. Осуществление закупки у единственного поставщика Закупка у единственного поставщика Nokia Lumia 930: флагманский смартфон в деталях / Блог Вышитые сорочки. Вышиванки. Схемы и выкройки Вязание для детей Записи в рубрике вязание для детей Драцена уход в домашних условиях фото видео Игрушки из резинок, фигурки и разные красивые штучки Видео на