Как поставить гранитный памятник самостоятельно

Фотоальбом Екатерининский парк 

Список всех объектов на территории парка с их подробным описанием

Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк нередко называют жемчужиной паркового искусства. И это не преувеличение. Являясь местом, с которого собственно и началось Царское Село, парк воплотил в себя не только  гений многих мастеров-садоводов, архитекторов и реставраторов, но и тяжкий труд тех, чьими руками вырыты его замечательные водоемы и возведены парковые сооружения — русских крепостных крестьян, солдат, рабочих. Полюбоваться его красотами приезжают люди со всего света, и уезжают неразочарованными в любое время года. Итак, пройдемся по его тенистым аллеям, вдоль его живописных прудов, полюбуемся мостами, павильонами, цветниками и скульптурой, инженерными сооружениями.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка… Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим...» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи. В основу переработанного Леблоном и Петром I чертежа был взят образцовый план на книги А.-Ж. Дезальс д’Аржапвиля «Теория и практика садоводства...». «Об участии царя в создании… чертежа неоспоримо свидетельствует экспликация, хранящаяся [...] в делах Кабинета Петра I в РГАДА».

 

 

РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК — Старый сад

1710

Старейшая, регулярная часть Екатерининского парка создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе, для отдохновения и равлечения августейших хозяев от тягот государственной службы. Основание сада (названого после Старым по разведению Нового и Английского) на 100 саженях ширины и 303 саженях длины на восточную сторону деревянных хором. Деревянная оранжерея с иностранными плодовыми деревьями. (И.Яковкин).

Небольшой фруктовый сад, существовавший на Сарской мызе в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, с 1718 годах перепланируется садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом. сюда доставили десятки тысяч кленов, лип, вязов, берез, тополей, фруктовых деревьев и декоративных кустарников. Я. Роозен, используя пологий склон холма, расположил сад уступами-террасами. Часть сада, примыкающую с востока к дворцу, стали называть Верхним садом, а расположенную ниже — Нижним. Планировка старого шведского сада не могла быть сохранена, так как  после постройки палат композиционная ось, ориентированная на старые деревянные хоромы, переместилась.

 

1720- е гг 

Как только Саарская мыза была приписана к комнате Екатерины I, то при обозрении окрестностей она более всех ей понравилась, именно поэтому тогда же приписными крестьянами начали устраивать сад, длиною сначала сто сажен от деревянных хором и во столько же шириною, отделив его от дальнейшей части Поперечным Большим Каналом, прорытым для стока излишней воды из углублявшегося периодически Большого пруда. Сад сей в последствии прозван Старым и именно он стал началом великолепного ансамбля царскосельских парков. Старейшая, регулярная часть Екатерининского парка создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе, для отдохновения и развлечения августейших хозяев от тягот государственной службы.

Петр I сделал революцию… даже в садоводстве. Садов до него хороших на Руси не было, иностранцы — до него - не жаловали русские фрукты и овощи. И был резон: даже сливы и груши являлись к русским столам в редкость. А Петр взял да и выписал на Русь садовников и устроил первые оранжереи.

Поэтому — то первыми "проторили" дорогу на Русь (и прежде всего в Петербург) цветы, а именно: садовые или махровые розы (до них был только шиповник, да и то дикий), за розами "двинулись": тюльпаны Люк Антоль (дюк ван Толл), гиацинты двойные, жонкили двойные, тацетен, ранункулей (белый и желтый), левкои разных колеров, розмарин, бункжболь, анемонии.

Петр предпочитал голландских садоводов французским. В России насаждались по преимуществу именно сады голландского барокко (регулярные). Первый садовод Царского Села, устроивший сад перед парковым фасадом старого Екатерининского дворца, был голландец  Я. Роозен — автор планировки летнего сада в Петербурге,  и сад этот до самого последнего времени назывался Голландским. В соответствии с проектом Роозена Фохт обработал пологий склон перед дворцом. Три террасы будущего сада были снабжены деревянными и каменными лестницами для спуска и подъема. Пространство между третьей террасой и Рыбным каналом стало называться Нижним садом.

 Центральная аллея Старого сада — главная композиционная ось всего дворцово-паркового ансамбля — соединяет дворец с павильоном «Эрмитаж» и поэтому называется. Эрмитажной аллеей (называемая еще Генеральской). Генеральская аллея, соединявшая различные террасы, была сравнительно узкой и вовсе не предназначалась для того, чтобы открывать вид на дворец. Она соединяла между собой только различные террасы, асимметричные по своему устройству, так как они не должны были и не могли рассматриваться в целом.

Вдоль фасада Екатерининского дворца, перестроенного позднее Растрелли, были посажены липы (эти липы показаны на плане 1816 г.)

По сторонамЭрмитажной аллеидо Рыбного (Поперечного) канала во времена Петра и Елизаветы первоначальнорасстилался правильный Старый (Голландский) сад, основанный по преданию самим Петром I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.

Партер регулярного парка упирается в Поперечный, ныне Рыбный,канал, идущий параллельно линии дворца. Работы по его сооружению проводились с 1721 года. Первые три верхние террасы партера назывались Верхним садом, а, пространство между третьей террасой и Рыбным каналом стало называться Нижним садом.

Третий участок за Рыбным каналом до ручья Вангазя  - до 1742 года существовала Дикая роща. 1721 года, майя 9 дня, присланные, с поручиком Семеновского полка, 60 солдат погонщиков начали, между большим и малым каналами, садить дикую рощу, на показываемых от садовника Фогта местах, всякого рода деревьями […] Для дикой рощи нарытыя в лесу солдатами 738 березок, приказано было крестьянам привести в сад, считая по 10 дерев».

На  месте, где ранее протекал по оврагу ручей Вангазя, была устроена запруда и поставлена мельница. В начале XVIII века с устройством нескольких деревянных плотин образованы ступенями пять прудов прямоугольной формы – Мельничьи пруды, позже преобразованные в Нижние (Каскадные) пруды. Дальше простирались поля, на которых трудились крестьяне Кузьминской слободы.

Перед дворцом, прямо на верхней (первой) террасе были разбиты два необыкновенно красивых цветника. На второй и третьей террасах посадили липы и установили шпалеры с дугами для крытых аллей. Двор и сад по указанию Фохта были тогда огорожены деревянными решетками. Представить первоначальный облик сада стало возможным только после изучения множества архивных документов, в том числе графических материалов, касающихся других садов петровского времени (Летнего сада в Петербурге, Верхнего и Нижнего садов в Петергофе).

В садово-парковом строительстве первой половины XVIII в. был широко распространен мотив полукруглых ниш из зелени (нишели). В местах пересечения крытых аллей располагались беседки.  «В каждой куртине, — писал историк Царского СелаИ. Яковкин, имея в виду 1721-й год, — насажены были яблони и вишни, с коих плоды, во время присутствий Двора в Москве, отдаваемы были на откуп, а с некоторых и тогда сохраняемы были впрок различным образом. Видите ли, что в некоторых аллеях деревья, против прямой линии, посажены выгнутыми впадинами? По каждой аллее были в них беседки с лавками из брусков, к коим деревья привязывались. Таких беседок, в верхнем и нижнем садах, по всем аллеям было 48; а здесь, на углу к каналу и набережной, были открытые, по сторонам, галереи с кровлями, на 90 сажен длины и 6 сажен ширины. В них иногда танцевали, а прогуливающиеся отдыхали или укрывались от дождя».

В это же время на третьем уступе были устроены Полулунные (Зеркальные) пруды, расположенные симметрично относительно центральной аллеи парка: первый – в 1720 г., второй – в 1722 г. С этого времени садовые работы велись очень интенсивно. Оба пруда существуют и сейчас. Они расположены симметрично относительно главной оси парка — его центральной аллеи.

Летом <st1:metricconverter productid=«1722 г» w:st=«on»>1722 г</st1:metricconverter>. в Нижнем саду возле Большого пруда была проложена дорога, вдоль которой установили дуги на столбах для создания крытой аллеи. На верхней (первой) террасе перед каменными палатами были сделаны два цветника и «два шпалера». На второй и третьей террасе посадили липы и устроили шпалеры с дугами для крытых аллей. Двор и сад Фохт оградил деревянными решетками «столярной работы». Из-за отсутствия планов и изображений сада, относящихся к первому периоду истории Царского Села, его первоначальный облик можно воссоздать, лишь анализируя данные архивных документов и привлекая графические материалы по другим регулярным садам петровского времени — Летнему саду, Верхнему и Нижнему садам в Петергофе. В одном из документов, связанных с царскосельским садом, упоминаются беседки и «нишели». Мотив полукруглых ниш из зелени был широко распространен в регулярном садово-парковом строительстве. Беседки, или «галереи», располагались в местах пересечения крытых аллей. Сад простирался от каменных палат до того места, где ныне расположен ЭРмитаж. За ним начинались поля, распахивавшиеся крестьянами деревни Кузьмино.

В 1723 г. архитектор Ферстер построил единственный в первый период существования царскосельского сада увеселительный павильон — деревянный люстгауз на укреплеппом сваями острове Большого пруда, впоследствии замененный каменным «залом на острову».

После отъезда цесаревны Елизаветы Петровны в Москву, Царскосельский сад, со всеми плодами и ягодами, отдан в то лето июня 21-го дня на откуп за 50 рублей, а Пулковские оба, верхний на горе и полевой, или вишнёвый, так же со всеми плодами и грядами, кроме ягод, за 47 рублей.

1730-е гг

До 1740-х гг. в Царском Селе не велось сколько-нибудь значительных строительных работ. Исключением являлась постройка каменной Знаменской церкви. Некоторые изменения произошли в 1730-х гг. в планировке усадьбы. Нельзя обойти молчанием сооружения, появившиеся, очевидно, в это время. Близ каменных палат в саду были построены два флигеля и две «скобы», т. е. полукруглые галереи. Два флигеля в саду располагались, по-видимому, симметрично по сторонам палат.

Иоганн (Яган) Каспер Фохт (Фокт) (Johann Casper Voght) служил в Царском Селе с ноября 1733 г.

Канудус Ламбертус. Этот шведский садовый мастер был принят на русскую службу в Стокгольме 2 октября 1723 г. с жалованьем 300 руб. в год. В 1735 г. «огородника иноземца Канудуса Ламбертуса» направляют в Царское Село.

на территории сада выросла гора для катания на «лодках» и «лубках». На ее месте позднее появилась каменная Катальная гора. Все эти изменения не повлияли на первоначальные границы ансамбля и его внешний облик.


1740 –е гг

В царствование Елизаветы Петровны, при реконструкции всего царскосельского ансамбля, начатой в 1743 году, территория Старого сада значительно расширилась. Расширенное переустройство Царскосельского сада проводилось весь период царствования Елизаветы по проектам архитекторов А. В. Квасова, С. И. Чевакинского, Ф.-Б. Растрелли, по проектам и под наблюдением которых велись работы по строительству Большого Царскосельского дворца.

В основе композиционного решения регулярного парка лежит правильная, симметричная организация пространства вокруг дворца, строгая система расположения аллей, площадок, павильонов и скульптур. Здесь нашли совершенное воплощение характерные приемы русского садово-паркового искусства, выполненные в стиле барокко: стриженные баскеты, партеры, огибные дороги, водные зеркала. Деревья и кустарники использовались в регулярном парке как своеобразный строительный материал: придавая им форму шаров, ниш, арок и т. п., мастера искусно превращали аллеи в зеленые галереи и залы под открытым небом. Столь же строгие правила соблюдались при отборе и посадке деревьев, кустарников и цветов. Среди стриженой листвы аллей возвышались увеселительные павильоны и скульптуры, расположенные в соответствии с продуманной иконографической программой, которая подчас несла дидактическую нагрузку.

Одним из первых мероприятий 1740-х гг., рассчитанных на придание садам Царского Села должного великолепия, был перенос в Старый сад статуй из петербургских садов. Статуи белого мрамора, а также свинцовые, вызолоченные и не золоченые, были расставлены в «пристойных местах»… В 1743 году в партере Верхнего сада, образованного тремя великолепными террасами,  и амфитеатре Нижнего сада установилистатуи и бюсты, ранее находившиеся в бывшей усадьбе А.Д. Меншикова на Васильевском острове ив Летнем саду. До настоящего времени сохранилось около двух десятков произведений ваяния XVIII в., среди которых работы венецианских мастеров начала XVIII века Д. Бонаццы, П. Баратты, А. ди Тальяпьетры, Б. Модоло, Д. Дземиниани, Д. Дзордзони и А. Тарсиа. Скульптура вдоль главной Эрмитажной аллеи придавала завершенность декоративной композиции, белоснежный мрамор и позолоту свинцовых статуй оттеняли живописные геометрические формы партеров, штамбовых деревьев, трельяжных нишей из зелени, удачно подчеркивая причудливость  барочных фасадов дворца и павильонов. Статуи мифологических персонажей (Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и др.), аллегории (Воинская доблесть; Патриотизм; Мудрость, попирающая порок; Великолепие; Мир; времена года и месяцы), исполненные по заказу Петра I для прославления побед России и для воспитания и образования поддан¬ных, приобрели сугубо декоративную роль в саду его дочери, императрицы Елизаветы Петровны.

Но не всеми скульптура в парке воспринималась однозначно. Вот как отзывался о парковой скульптуре Царского Села попавший в Россию в конце XVIII века японец: «Среди них есть и мужчины и женщины, все они голые, некоторые из них сидят, другие стоят, а иные скорчились. У них все сделано откровенно, вплоть до тайных мест. Работа настолько искусная, что невозможно выразить словами, но смотреть на них очень неприятно и как-то жутковато» (Хосю 1978: 125).

С 1742 г. начинаются работы по подготовке к реконструкции Царского Села.

25 августа этого года главный инженер Петербурга голландец Харман ван Болес получает указ; «в Селе Царском, имеюшияся пруды побочный, а особливо тот, в котором блаженный и вечнодостойныя памяти Государыне Императрице Екатерине Алексеевне стерляди водились, вычистить»; построить там фонтан и баню.

17 июля 1743 г. именным высочайшим указом было приказано: «отправить из санкт питербурхских садов в Село Царское пристойные мраморные столы и статуи какие по-разсмотрению подлежат… разставить мраморные в регулярном саду, свинцовые золоченые и незолоченые за канал в партеры..». Статуи были взяты из сада Левенвольде.

Масштабные работы там же начались с 1743 г.

По вступлению на престол, Елизавета Петровна приказала своему садовнику Ламберту (известного, между прочим, и тем, что предсказал Екатерине, что она будет императрицей, определив за 6 лет вперед год ее восшествия на престол) обратить Дикую рощу в регулярный парк, со стриженными прямыми аллеями. В этой части сада, в 1744 г, начата  постройка Эрмитажа.

В мае 1745 г. Канудусу Ламбертусу было указано на, выражаясь современным языком, неполное служебное соответствие, и 19 мая 1746 г. он был уволен. Швед был скорее не садовым мастером, а огородником.

Летом 1746 г. Я. Рехлин — садовник сада Левенвольде, единственный из всех петербургских садовых мастеров, «поднес к столу Ея императорского величества 14 ананасов». Сделано это былоне без участия главного садового мастера Петербурга К. Шрейдера. Поэтому неудивительно, что когда Указом от 16 сентября 1746 г.  Шрейдеру было поручено выбрать нового садового мастера для Царского Села, он выбрал именно Я. Рехлина.

30 марта 1747 г. Михаил Кандаков, подмастерье К. Шрейдера, был направлен в Царское Село

Старый сад, сохранивший первоначальное решение, как поставить гранитный памятник самостоятельно был обогащен элементами парадности. Его объемно-пространственную композицию расширили за счет прудов, созданию которых императрица придавала особое значение.

Обводнение стало возможным в <st1:metricconverter productid=«1749 г» w:st=«on»>1749 г</st1:metricconverter>., когда соорудили Виттоловский водовод. С его помощью на ручье Вангазя создали первую водную систему, которая занимала огромную площадь за пределами первоначального сада, — Большой пруд с каскадами из пяти Нижних прудов, расположенных уступами и обведенных аллеями.

В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна, которая была здесь  построена в 1779 году. Посреди второго пруда из воды когда-то возвышалась бронзовая статуя Тезея.<o:p></o:p>

Для скорейшего устройства нового сада в Царском Селе, деревья для него перевозились из петербургских садов «Проминада» (находился на современном Марсовом поле) и Итальянского. Стало очевидным, что скоро сад Левенвольде, как «государев сад» перестанет существовать. Действительно, по указу от 5 марта 1748 г. «Ея императорское величество всемилостивейше указать соизволила: имеющую в бывшем Леволдовском саду аранжерею со всеми деревьями и цветами и анансы перевести в Село Царское». 

Говоря о Старом саде и садовом мастере Рехлине, уместно вспомнить «садовые казусы» середины XVIII века. Как известно, со времен Петра I и при его активном участии в Россию для устройства городских и императорских садов привозили огромное количество деревьев широколиственных пород (липы, вязов, ильма, дуба, клена и других), красивоцветущих кустарников. Фактически Старый сад в регулярном стиле был создан из липы, выращиваемой как в шпалерной, так и в штамбовой форме. Липа прекрасно прижилась на севере, позволила создать зеленые «кабинеты» – боскеты, нарядные и строгие аллеи, где штамбовые деревья стригли в форме куба, шара, канделябров и т.д.

И вдруг в середине XVIII века царскосельский садовник Якоб Рехлин настоял на том, чтобы основную породу деревьев, создавшую структуру парка – липу – выкорчевали как «не весьма пристойную», на взгляд этого специалиста. И ведь выкорчевали, заменив на стриженый тисс и лавр в кадках… Конечно, потом все пришлось начинать сначала, восстанавливая липовые аллеи и боскеты. Тисс в наших местах растет, зимует, но не может служить паркообразующей породой в силу неподходящего климата – холодно ему здесь и ненадежно. А вот лавры в кадках с недавнего времени снова украшают фасады Дворца и его парадный двор, дороги вдоль циркумференций. Осенью кадки заносят в оранжереи, где они ждут своего заветного часа, чтобы снова встать в почетный караул и создать особую атмосферу XVIII века в веке XXI.

Рехлин выделялся среди других садовых мастеров тем, что он вместе с женой с 1748 г. изготавливая для императрицы розовую воду (духи). 10 июня 1748 г. именным указом Елизаветы Петровны всем садовникам было предписано собирать лепестки роз и «помаранцов» и присылать их в Царское Село жене садовника Рехлина для делания вод».

Царскосельскую резиденцию стали демонстрировать гостям задолго до окончания ее строительства. Людям, не принадлежавшим к высшему сословию, вход в парк был категорически запрещен. Еще Елизавета Петровна издала специальное распоряжение: «В сад никого не пускать и поставить караул».

1750 – е гг

Декоративные деревья и кустарники для царскосельских садов приобретались за границей. В 1750 г. из Гамбурга в Царское Село были привезены тиссовые деревья, подстриженные в виде пирамид, самшит (букс-баум) и другие.

В 1751 году был дан следующий приказ: „Для работ в наше Село Царское из стоящих около Санкт-Петербурга полевых полков повелеваем: командировать и отправить 3000 человек с принадлежащим числом обер-и унтер-офицеров, под командою одного штаб-офицера, как прошлого года было командировано.."

В 1751—1752 гг. деревянные решетчатые заборы Старого сада были заменены высокой каменной оградой. Проект ограды с воротами исполнил Растрелли.

Ф.-Б. Растрелли разработал “генеральный план Царскому саду”, представленный императрице Елизавете Петровне 10 декабря 1753 года. В соответствии с ним проводились большие работы по благоустройству всей территории парка.

Основой планировки Нижнего сада является трехлучие аллей: Эрмитажной и двух боковых, заканчивающихся у Рыбного (Поперечного) канала. В начале трезубца, его пересекает полукруглая аллея, а в средней части — прямая поперечная, проходящая от павильона Грот до Каскадного (Продольного) канала вдоль Садовой улицы.

В этот период Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове Люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями.

С 1754 г. Михаил Кандаков уже садовый мастер Нового сада. Разделение полномочий между Рехлиным и Кандаковым ясно показано в документе от 27 декабря 1756 г. Рехлин — садовый мастер Старого сада и его оранжереи, а Кандаков — Нового сада с теплицами.

В 1756 г. Я. Рехлин выписал из Любека — на свои средства — различные растения. Деньги ему по его просьбе вернули 30 апреля1756 г. Вообще говоря, покупка растений и семян могла происходить только после согласования с руководством «Канторы строения Царского Села». Выплата денег за купленные самостоятельно растения — серьезное нарушение правил, так что возврат денег немецкому садовому мастеру свидетельствует об очень уважительном отношении к нему русской администрации.

Об искусстве садовых мастеров Царского Села Рехлина и Кандакова свидетельствует следующий документ. В Гамбурге были зaкyплены в 1745 г. «ламберские и польские ореховые деревья, по 50 штук каждого сорта». Вероятно, Елизавета Петровна любила орехи именно этих сортов. Деревья были разосланы по императорским садам. К 1756 г. оказалось, что плодоносили только те из них, которые росли в Царскосельском саду.

По проектам этих садовых мастеров были построены какие-то необычные и очень эффективные теплицы и оранжерея. 27 декабря 1756 г. специально присланному в Царское Село поручику Поробичу было приказано снять их планы и затребовать у садовых мастеров инструкции по уходу за содержащимися в теплицах растениями.

Судя по картине Баризьена, к концу правления Елизаветы оранжереи отделились от сада песчаной площадкой, на которой выставлялись в теплое время заморские деревья в кадках, двумя каналами с простыми дощатыми мостиками, мощеной площадкой между ними и, наконец, полосой газона, подходившей  вплотную к стенке. Последняя была довольно простая и состояла из  длинных прямоугольников, разделенных рустами. Безхитростный, но изящный мотив этот перебивался тремя воротами: у церкви; против аллеи,  ведущей вдоль  двух прямоугольных прудков, и воротами против аллеи, ведущей к Гроту. Весь сад был, как полагалось, низкие и стриженные строгими гранями по линейке и ватерпасу. Весьма вероятно.  что из окон дворца эта зеленая, бархатистая "постройка", из низкой массы которой торчал  сияющий с золотомъ "Эрмитаж" и купол Грота, должна была являть очень красивое целостное зрелище, но едва ли, гуляя по саду, открывались те грандиозные перспективы, которые составляют прелест Версаля. Все было довольно тесно и однообразно. Купольные беседки, расположенные у самаго дворца, недостаточно разбивали эту монотонность.

Постепенно старые регулярные парки стали утрачивать свой первоначальный вид. Екатерина II издала указ, согласно которому «В старом и новоразведенном садах шпалернику и штамбованных дерев не подрезывать, кроме средней дороги от двора к Армитажу, оную только с боков подстригать». Не сдерживаемые больше рукой садовника, деревья разрослись и затенили аллеи. Старые пруды потеряли свою правильную геометрическую форму, их берега заросли илом и травами и стали извилистыми. В Старом саду появились парковые сооружения строгих архитектурных форм без золоченых излишеств.

Во второй половине XVIII в. в Царском Селе были созданы замечательные парковые пейзажи, воссоздававшие естественную красоту природы. Вместо прямых аллей появились извилистые дорожки, на каждом повороте которых можно было любоваться новым пейзажем. Вместо газонов правильной формы берега Большого пруда превратились в широкие луга. Обилие водоемов и живописные группы деревьев придавали паркам неповторимое своеобразие. 

Умер М. Кандаков в конце 1759 — начале 1760 г., поскольку с 1760 г. садовый мастер Нового сада в Царском Селе — Василий Иванов. Из огромного числа архивных документов следует, что под руководством Конрада Шрейдера и, вероятно, по его планам, именно М. Кандаков создал Новый сад в Царском Селе. В то время исполнители часто творчески перерабатывали проекты, и Кандаков вполне может считаться соавтором К. Шрейдера в создании Нового сада в Царском Селе.

1760-е

Практически сразу после переворота, приведшего Екатерину II к власти, она решила заняться Царским Селом.

В июле1762 г. И. И. Бецкому было приказано подготовить предложения «сколько по департаменту оной Канторы (строительства Царского Села. — Б. М.) для экономического содержания служителя быть и денежной суммы потребно». Это очень интересный документ. Впервые ставилась задача, выражаясь современным языком, обеспечить самоокупаемость Царскосельского сада.

29 октября 1762 года повелено перенести деревянный шлюпочный сарай со стороны катальных гор на противолежащий восточный берег, на место, где позднее и будет выстроено Адмиралтейство.

Немецкий садовый мастер, так же как и 16 лет назад, старался упрочить свое положение «подачей к столу Ея императорского величества» семи ананасов. Этот документ, датированный 10 октября 1763 г., последний, в котором упоминается имя Я. Рехлина.

Кроме этих семи ананасов, с ноября 1762 по октябрь 1763 г. немецкий садовый мастер вырастил и отправил к столу императрицы еще четыре ананаса, 50 апельсинов и 413 «помаранцовых яблок». Одновременно с ним, садовый мастер Нового сада Василий Иванов отсылал в Петербург огурцы, вишни и малину, причем все ягоды пересчитывались. Таким образом, разделение полномочий между Рехлиным и Ивановым было таким же, как и ранее, между ним же и Кандаковым.

Усердие мастера было замечено. Руководство Конторы строения Царского Села дало Рехлиину следующую характеристику: «Состояния добраго, трезваго и в садовом мастерстве довольно знающ. Паче в содержании иностранных дерев искусен», и его жалованье было предложено увеличить на 200 руб.  После октября 1763 г. имя Рехлина исчезает из документов. С июля 1764 г. садовым мастером Старого сада в Царском Селе стал Башловский. Можно предположить, что к этому времени Якоб Рехлин умер.

Парк, окруженный стеной в два с половиной метра высоты, охранялся от всех тех, у кого „платки на шее или кто в больших сапогах и в сером кафтане", а крестьянам, замеченным в парке, грозили: „чьи б они ни были, без всякого милосердия сосланы будут в каторжную работу".

Наряду с работами в пейзажной части парка, В. Нееловым продолжаются парковые работы регулярного характера, связанные с завершением в натуре проектов середины века. Участие в разработке и создании садово-паркового комплекса Царского Села занимало в деятельности архитектора значительное место.

Наряду с этим продолжакщся парковые работы регулярного характера, связанные с завершением в натуре проектов середины века. 

1770- е

С весны 1770 г. начинается разбивка нового парка ландшафного типа в районе Большого озера. Наряду с разбивкой новой пейзажной части Старого сада коренным образом изменяется режим его придворцовой регулярной части, а также еще незаконного Нового сада с явной целью приведения по возможности их в «естественное» состояние.

В связи с этим характерно распоряжение от 16 апреля 1770 г.: «В Старом и Новоразведенном садах дерев не подрезывать, кроме средней дороги от дворца к Армитажу, оную только с боков подстригать. Во оном же Старом саду крыты и на третьем уступе алей выломать вон и вместо их вновь не делать, а деревья приводить в таковой порядок, дабы оные могли делать ту ж фигуру» (очевидно, образовывать как бы естественный зеленый свод).

Одновременно предлагается разобрать каменную ограду, отделяющую Большой пруд от Старого сада на отрезке между Гротом и Жедепомом, и вместо нее посада березки «в одну линию». Терраса перед Гротом также подлежала разборке. Вместо нее предлагалось сделать пологие откосы — «талуи».

В. Неелов в рапорте от 20 мая 1770 года передает следующее повеление императрицы: «В старом саду все широкие дороги и по уступам, кроме верхнего, ко дворцу запустить травою, а только чистить одну середину против лестницы шириною, на тех же трех уступах и в шпалернику столбики и бруски все выбрать и шпалернику вместо позябших не подсаживать, кроме широких трех дорог от дворца к армитажу….».

Кроме того, в следующем году в куртинах Старого сада производится свободная посадка «разного звания диких дерев».Эти мероприятия были роковыми для Старого царскосельского сада. Буйно разросшиеся липы полностью заслонили садовый фасад двор некогда возвышавшегося над зеленым морем боскетов.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. В. И. Неелов возглавил небольшую группу участников работ по строительству пейзажного парка. Помощниками Неелова и непосредственными исполнителями проекта планировки пейзажного парка были садовые мастера И. Буш, и Т. Ильин.

К счастью, старый парк не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: Вдоль границы сада по Садовой улице до самых Нижних (Каскадных) прудов  протянулся Продольный (Каскадный) каналс двенадцатью плотинками по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 году Башня-руина, построенная, — своего рода символ падения Оттоманской Порты, русско-турецкой войны в 1762 году.

На территории нового пейзажного парка началась посадка деревьев. Только в 1772 г. их было доставлено для посадки более двадцати тысяч. В 1773 г. Большой пруд был спущен, и солдаты приступили к землекопным работам. Берега пруда, ранее прямолинейные, получили новые очертания, придавшие ему характер естественного озера. В его западной части появились два искусственных островка — Дикий и Каменный, а в восточной, близ дамбы, отделяющей Большой пруд от системы Нижних прудов, — Малый остров. Размеры большого острова, на котором находился каменный зал, были увеличены.

В 1774 — 1778 годах под руководством инженера И. К. Герарда и архитектора В. И. Неелова были проведены работы по укреплению и углублению прудов, берегам которых приданы естественные очертания. Перемычки между ними были превращены в каменные мосты-плотины с романтическими порогами из больших валунов. Сохранившаяся записка об отпуске в 1774 г. средств «для отделки Большого пруда по прожекту архитектора Василья Неелова» является неопровержимым свидетельством того, что Неелов был автором проекта перепланировки района Большого пруда и, возможно, планировки всей пейзажной части Екатерининского парка.

Нижние (Каскадные) пруды начинаются мостом-шлюзом повелением Екатерины II в <st1:metricconverter productid=«1774 г» w:st=«on»>1774 г</st1:metricconverter>., рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны.<o:p> </o:p>

И.В. Неелов, развивая паркостроительные начинания своего отца — В.И. Неелова, обнаруживает при проектировании новых архитектурных сооружений тонкое понимание особенностей садово-паркового искусства. С большим тактом он включает новые парковые постройки — оба павильона русских бань — в уже сложившуюся регулярную разбивку при дворцовой части парка. Не нарушая старой планировки, он ставит первый павильон перед зеркалом существующего бассейна прямоугольной формы, берегам которого придает лишь для усиления перспективы скошенные трапециевидные очертания. Второй павильон он помещает среди зеленых куртин. Фасады павильонов получают весьма сдержанную декорировку.
 

Некоторые черты Старого сада прослеживаются ныне в парадной части Екатерининского парка, воссозданной в послевоенные годы по проекту архитектора Н. Е. Тумановой на основании сохранившихся чертежей и документов <o:p>А. В. Квасова, С. И. Чевакинского, Ф.-Б. Растрелли.</o:p><o:p></o:p><o:p></o:p>

1780-е

Во вновь создаваемых парковых композициях частично использовались отдельные мотивы из привезенной Нееловым коллекции английских гравюр, насчитывающей свыше 100 листов (виды парков Холборн, Кью. Пейнсхилл, Стоу, Уильто, Студлей, Чизвик и др.). Однако нельзя указать ни одного примера прямого подражания или найти аналогии в английских парках (исключая композиции полулунных прудов в Старом саду, повторявших аналогичные пруды в парке Студлей).

Объявление о соблюдении порядка в Царскосельском парке, составленное генералом А.П. Кашкиным 5 июня 1783 года: “Ея Императорское Величество именным Указом за Собственноручным Своим подписанием Высочайше повелеть соизволила учинить строжайшее прещение и подтверждение, чтоб никто в Царско-Сельском саду птиц не дразнил, и как оных, так и летающих не ловил, и нигде птичьих гнезд не разорял, не ломал деревьев, не рвал цветов, не портил дорог, и поставленных канапе и скамей не обваливал, и ничего не вредил, также расставленных по разным прудам для гуляния водою судов не портить, и ничего на них не ломать, весел с собою не уносить, веревок не отрезывать и не отрывать, и к островам не приставать, под опасением заплаты пени по рублю в пользу птичников или садовников, или же огородников, которые за тем наблюдать имеют, а кому платить будет нечем, тот долженствует работать в саду, покуда заработает цену сей пени; чего для всем и каждому сим и объявляется июня 5 дня 1783 года”.

1800-е

На юго-восточной окраине Екатерининского парка против главных воротЗапасного дворца стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам»  (на русском и французском языках) — принадлежат императору Александру I. Это простой, но бессмертный памятник признательности самодержца Всероссийского к военным — сподвижникам своим, прославившихся на поле битвы.

У Большого Каприза, при въезде в Екатерининский парк близ Розового поля, в 1848 году архиитектором И.Монигетти построендеревянный Швейцарский домик для помещения парковаго сторожа (Вильчковский, 1911)

1910-е

На Эрмитажной аллее в небольшой куртине недалеко от дворца во времена Николая II стояла бронзовая модель Петербургского памятника Императрицы Екатерины Великой.<o:p></o:p>

В парке проведены масштабные работы, самостоятельно посвященные проведению Царскосельской выставке, посвященной 200-летию Царского Села. В парке было установлено большое количество павильонов и выставочных комплексов. После капитального ремонта 1911 года Верхняя ванна была приспособленной под помещения учрежденного с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села.

1920-е 

Еще в 1928 году были предприняты реставрационные работы по возвращению Старому саду регулярного вида, которые начались с удаления ряда высоких деревьев на первой террасе дворца. Продолжаются они и теперь, но постепенно, по мере отмирания старых деревьев. Особенно ощутимо это в районе Нижнего сада, где молодые липы посажены ровными рядами по лучам Эрмитажной и радиальных аллей. Когда они подрастут, их кроны будут сформированы стрижкой, из высокого кустарника — сделаны зеленые беседки, крытые аллеи и трельяжи.

1940- е

В 1944 проводились первые восстановительные работы после разрушений, нанесенных парку войной. 

В настоящее время регулярная часть Екатерининского парка занимает территорию между Екатерининским дворцом, Каскад­ными прудами и Большим прудом. Центральная аллея Старого сада — главная композиционная ось всего дворцово-парко-вого ансамбля — соединяет дворец с павильоном «Эрмитаж». С террасы хорошо просматривается деление парка на две час­ти: верхнюю (перед Екатерининским дворцом) с понижающи­мися уступами-террасами, связанными между собой каменны­ми лестницами, и нижнюю.

На террасе, параллельной фасаду Екатерининского дворца, привлекает внимание узорный партер… Известно, что так называемые партеры-вышивки — своеобразная мозаика, созданная из различных материалов: битого кирпича, угля, толченого стекла, песка различных оттен¬ков,— в XVIII веке были характерным украшением регу¬лярных парков. Их неотъемлемой принадлежностью яв¬лялись «зеленые стены» — живая изгородь из «липового шпалерника», ныне воссозданная в регулярной части Екатерининского парка.

Старый сад, расчерченный сетью то пересекающихся, то расходящихся аллей, с рядами фигурно подстриженных деревьев и узорными партерами подчеркивает торжественность, праздничность и нарядность дворца, служит как бы продолжением парадных залов.

 

 

АНГЛИЙСКИЙ САД — Пейзажный парк 

 

 

 

На территории к югу от дворца, вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный Английский парк, начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем. Царскосельские парки, в первую очередь, ассоциируются с Екатериной Великой, разбившей по моде того времени первый в России "англицкий"  — великолепный, и по размерам во много превышающий Регулряный пейзажный парк,  с просторными лужайками, большими водными гладями, извилистыми пейзажными дорожками, живописными группами деревьев, павильонами, монументами, мостами.

Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч. Камерона и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, по южному берегу Большого пруда и по территории к западу от него. Площадь парка составляет 70 гектаров. Его границы остаются неизменными с XIX века: с северо-востока он примыкает к Регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен жилой застройкой города Пушкина.

1720-е

На территории к югу от дворца был разбит пейзажный Английский парк, начатый под руководством архитектора В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем, который по приглашению императрицы прибыл из Англии. Граница это огромного парка, значительно превосходящего размеры Старого регулярного парка, идет  вокруг Большого пруда от Адмиралтейства, к Башне-руине и Виттоловсокму каналу, вдоль Подкапризовой аллеи, Собственного садика,  и Камероновой галере вниз до Грота.

В этой  части Екатерининского парка находится один из его красивейших искусственных водоемов. Из-за значительных размеров (площадь <st1:metricconverter productid=«16 гектаров» w:st=«on»>16 гектаров</st1:metricconverter>, глубина до <st1:metricconverter productid=«2,5 м» w:st=«on»>2,5 м</st1:metricconverter>) Большой пруд часто называют озером. Оказавшийся частью нового парка, Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро. Границы паркового ансамбля расширяются и переносятся к ручью Вангази. Были также предприняты работы по дальнейшему развитию водной системы за счет использования источников в 6 км к северо-западу от дворца. Для этого пришлось прорыть Виттоловский канал. Это позволило не только поднять уровень воды и увеличить площадь Большого пруда, придать ему более четкие геометрические контуры, но и создать целый ряд водоемов, в том числе цепочку Каскадных Нижних прудов за Эрмитажем, на ручье ниже старой плотины.

Именно в это время водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали важной составляющей его образа. Естественный склон местности к северо-востоку позволил связать все водоемы в единую самотечную систему и устроить на ней небольшие, но бурные водопады.

Первый увеселительный павильон в царскосельском саду был построен архитектором Ферстером в 1723 г. Павильон представлял собой круглую деревянную постройку, возведенную на острове посреди Большого пруда. Он был вначале небольшой, с деревянной "осьмиугольной залой". Впоследствии павильон был заменен каменным Залом на острову..

1740-е

При дальнейших перепланировках пруда остров увеличивали. В 1743 году М. Г. Земцов разработал проект Каменного Зала на острову. Его сооружение в 1746 — 1748 годах вел  С. И. Чевакинский, а в 1749 году законченный Зал был заново отделан по проекту Ф.-Б. Растрелли. В это же время на остров был перекинут от берега пруда мост, впоследствии разобранный.

В 1749 году на берегах Большого пруда строится и «Грот» или Утренняя зала. Композиционная роль этого сооружения заключается в том, что он связывает Старый сад с пространством Большого пруда, как бы выводит его замкнутые внутренние пространства по новой поперечной оси на широкий простор озера и одновременно акцентирует юго-западный «фасад» сада. Грот как бы связывает регулярную и пейзажную части парка. Не случайно Растрелли создал его фасады одинаковыми, подчеркнув тем самым равное его значение и в композиции Старого сада, и в панораме пруда.

В 1762 году  вдоль южного берега каскадных прудов высаженная аллея из лип. Это положило начало мероприятий по пейзажной планировки территории  возле Нижних Каскадных прудов (ныне являющейся частью Екатерининского парка) и мероприятий, явившихся первым шагом на пути к созданию нового парка.В 1765 году вдоль липовой аллеи была установлена "решетчатая загородка", отделившая с юга Царское Село от замель  кузьминских крестьян. И аллея, и изгородь имели сугубо практическое значение — оберегали берега новых прудов от «отаптывания скотиной».

В 1766-1767 годах ограничительную липовую аллею продолжили от уровня последнего верхнего каскадного (паркового) пруда на запад, вдоль кромки берега Бопьшого пруда. Благодаря высадке этой четырехрядной аллеи были четко определены южная и западная границы резиденции, а сам Большой пруд включен, наконец, в систему дворцово-паркового комплекса.

Обогнув Большой пруд с севера, пограничная аплея соединялась с другой, также липовой, носящей название «штамбовой» аллеи, которая появилась на гребне естественного уступа над прудом на продолжении форсов (скатов) Катальной горки. Пространство вдоль скатов по-прежнему оставалось неосвоенным, прорезанным многочисленными ручьями и частично заболоченным. Лишь у трассы Объездной дороги на плане обозначено значительное по размерам здание новых теплиц (оранжерей).

Особое место в творчество В. Неелова занимают его работы по созданию пейзажного парка в Царском Селе.

Элементы нового пейзажного стиля, хотя и в весьма примитивной, зачаточной форме, можно подметить в парковых работах в 1768 году. Неелов в своем рапорте в Контору строения Села Царского от 23 мая 1768 года о необходимости парковых работ пишет: "Позади прудов коло решетки и забору следуя от каменной конюшни до горы Зимнего форса по его сторону насадить ивняки, ольшанику, черемхи и рябиннику вперехлест крест на крест… Позади Горы на лугу насадить островками всяких трав и цветов от коих дух бывает:  зари калуферу, дятлевины, мяты, розов, малины, смородины черной и красной, сирени и дерева божьего шапок, бархатцев, кашек и протчего...».

Помимо пейзажной планировки он одновременно делает чертеж и «каким маниром должны быть сделаны лавки в садах» (исполняет модель скамеек мастер Иоганн Кинт), а по модели уже «делали скамьи в натуральную величину».

Архитектор много работал в парке (совместно с садовым мастером Т. Ильиным, а затем — с И. Бушем) и заложил его основы — главные видовые точки, которые впоследствии получили пейзажное развитие. Так, по его инициативе были изменены геометрические очертания Большого пруда: береговая линия стала естественной; система прудов и канальцев после многочисленных усилий образовала самую романтическую часть парка.

В рапорте в Контору от 26 августа 1769 г. Неелов передает распоряжение Екатерины II: «Позади большого пруда поперешной линии и забору по площади, коя оставлена была для беседок, насадить полинейно рябинками невыходя из тех линий, кои посажены по долгим сторонам по обе стороны пруда в четыре ряда".

Согласно проекту, относящемуся к середине XVIII в., регулярные берега Большого пруда должна была окружить как бы зеленая рама из посаженных в четыре ряда деревьев, открытая лишь со стороны Грота.В рапорте идет речь о регулярных посадках вдоль западного берега пруда, которые должны были завершить этот замысел.

1770-е

С весны 1770 г. начинается разбивка нового парка ландшафного типа в районе Большого озера. Первоначально осваивается небольшой заболоченный участок у западного берега озера.

В рапорте от 15 мая Неелов указываете «Позади Большого пруда, что у Виттелевского канала, низкое место или проточину» где и ныне по низости держится вода, оную уширить и углубить и зделать иллегулярным прутком и около оного обсадить с одной стороны к забору деревцами, а с другой к Большому пруду ивовым кустарничком неравной вышины иллегулярноюфигурою не в линейки».

Уже в рапорте от 20 мая он пишет: "вместо прудка поделать островки и около них канальцы"; вынутую землю предполагается использовать для возвывшения островков и устройства золма с беседко, "где оный бугор тому по сделании сообщу и план".

В рапорте от 10 июня, уже сопровождаемом проектом, В. Неелов подчеркивае новый для того временихарактер парковых работ. Он указывает, что "канальцы" между островками должны быть "не равной ширины и насыпка земли должна производиться «неровными буграми, чтоб оное все походило больше на натуральное, а не нарошно деланное...».

После этого первого опыта пейзажной планировки, еще напоминающего водяной лабиринт китайского стиля в ораниенбаумском парке, В. Неелов приступает к разбивке более обширного участка к северу от Большого озера.

В декабре 1770 г. В. И. Неелова в сопровождении его младшего сына Петра направляют в Англию для изучения опыта пейзажного паркостроения. Неелов недолго пробыл за границей. Уже в конце июня 1771 г., оставив сына для дальнейшего изучения, он возвращается на родину, чтобы продолжить начатые работы по созданию нового парка в пейзажном стиле в Царском Селе.

Летом и осенью 1771 г. по проекту и под непосредственным повседневным руководством В. И. Неелова ведутся садово-парковые работы в более широких масштабах на территории парка, вокруг его центрального водоема. Берегам последнего придаются извилистые, «естественные» очертания.

В части парка, «по левую сторону горы» (Катальной горки), к Большому озеру устраивается ряд насыпных холмов, обсаживаемых деревьями или кустарником,— в три «круга». Царскосельской конторой заключаются договоры с подрядчиками на поставку, посадку и трехлетнее содержание деревьев «для рассадки по обеим царскосельским садам и протчих местах...». В Царское Село доставляются крупными партиями, по нескольку тысяч, различные «дикие» породы деревьев — ивы, пихты, березы, лиственницы, рябины, сосны, ели, дубы, клены, ясени, а также липы и др.

Наряду с повседневными парковыми работами ведется разработка проекта дальнейшего развития пейзажной части парка. В своем рапорте в Контору строения Села Царского Неелов пишет, что Екатерина II «… сего 1771 году прошедшего сентября 9 число поднесенный мною план вновь располагаемого сада около катательных гор всемилостивейше апробовать соизволила...».

Проект все время уточняется и корректируется в процессе его осуществления в натуре. Фактически он формируется непосредственно на месте, а не в чертежной мастерской. Это можно наглядно проследить на примере формирования паркового участка между Подкапризовой и Рамповой дорогами. На недатированном плане этого участка, относящемся к промежуточной стадии его проектирования в 1771 г., вместо «прудков и канальцев», намеченных и осуществленных в 1770 г., изображен один пруд с тремя небольшими островками. На более поздних нееловских планах Царского Села 1774 и 1779 гг. можно наглядно проследить формирование современной конфигурации пруда и острова на нем, который образовался ив двух островков названного промежуточного плана 1771 г. путем дополнительной подсыпки к ним грунта.

Однако основной план, которому следовали паркостроители в Царском Селе, принадлежит И. Бушу. В целом его план повторяет В. И. Неелова, но в нем чувствуется рука опытного мастера ландшафтной архитектуры. С 1771 года Бушу были поручены все парковые работы, которые он вел до отъезда из России в 1789 году. Его сын Д. Буш продолжал работы в царскосельских парках до 1810 года.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войн были воздвигнуты в 1770–1780-х годах:

  • Башня-руина,
  • Чесменская,
  • Морейская,
  • Крымская колонны,
  • Кагульский обелиск,
  • Турецкий киоск,
  • Турецкий каскад.

Морейская, или Малая Ростральная колонна — первый памятник победам русской армии и флота в Царскосельском саду. Она воздвигнута у моста-каскада — Чертова моста между первым и вторым Нижними (Каскадными) прудами в октябре 1771 года. Имя автора проекта Морейской колонны точно не установлено. Им был, по-видимому, архитектор А. Ринальди.

25-метровая Чесменская( Орловская) колонна возвышается в центре Большого пруда. Она сделана из олонецкого мрамора по проекту архитектора А. Ринальди в 1771 — 1778 годах. Сооружение Чесменской колонны затянулось в связи с необходимостью преобразования в пейзажное озеро 6-угольного Большого пруда, в центре которого было определено место для монумента. Углубление Большого пруда перед приемом обильной таицкой воды и изменение его очертаний произошло в 1773 году. Считается, что береговая линия озера подражает абрису Эгейского моря, а острова напоминают об архипелаге, где были одержаны победы.

В 1770-х годах на берегах Большого пруда, переделанных «под природу», возникает ряд новых парковых сооружений. Их положение и роль в ансамбле была предопределена  архитектора В. И. Неелова. По его проекту строятся Палладиев мост (старое название — Сибирская мраморная галерея), комплекс Адмиралтейства.

Палладиев мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 1769 — 1770 годах и называемых Лебяжьими.  Лебяжий пруд относится к системеВерхних прудов, созданных в 1770-1774 гг. в пейзажной части парка, ограниченной Подкапризовой аллеей, Рамповой аллеей, Розовым полем

Мост-шлюз у Адмиралтейства, которым излишняя вода из Большого пруда стекает в устроенные дальше Нижние (Каскадные) пруды, устроен повелением Екатерина II в 1774 году

В это же время на южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, Купальня,Кухня-руина, Зал на острову. (перестройка в классическом стиле), Гатчинские (Орловские) ворота (вместе с А. Ринальди).

Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка у так называемых Верхних прудов. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.

1790-е

У Верхних прудов  Рамповая аллея, идущая от самого Пандуса Екатерининского  дворца через Гранитную террасу подходит к  Розовому полю.  Так называется район Английского сада, прилегающий с северо-запада к продолжению Рамповой аллеи после Пудостского моста и ограниченный с юго-запада Виттоловским каналом. Это был обширнейший луг, обрамленный кустами роз и простиравшийся до Подкапризовой дороги. В конце XVIII века поле служило для игр и забав на открытом воздухе.

Екатерина II любила сады в английском стиле, главной особенностью которых было подражание природным ландшафтам. В архитектурных постройках царскосельских парков нашли отражение европейские пристрастия императрицы и ее увлечение классическим искусством. В 1794 году остров с Залом на острову. был увеличен до современных размеров (1,5 гектара). А Кваренги приступил к капитальной перестройке в классическом стиле павильона, построенного архитектором С. И. Чевакинским. Павильон был полностью реконструирован.

Строительство павильона Вечерний зал, стоящего вблизи границы Екатерининского и Александровского парков, рядом с Подкапризовой дорогой,  начатое в 1796 году И. В. Нееловым, было прервано при Павле I и возобновилось лишь в 1806 году по измененному проекту, который составили П. В. Неелов и Л. Руска.


1800-е

Одновременно с постройкой Гранитной террасой в 1810 году на берегу Большого пруда Л. Руска построил Большую гранитную пристань — очень простую, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками.

Неподалеку от пристани в окружении деревьев находится, быть может, самый популярный благодаря своей поэтичности памятник Екатерининского парка — фонтан "Молочница" (Девушка с кувшином).
Сооружение литых чугунныхГотических ворот  в 1777 г-1778 гг и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавилисьворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, установленные в 1817 году,  

1850-е

В середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».  на мысе, вдающемся в Большой пруд,  Павильон был построен в 1852 году по велению Николая I в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828 — 1829 годов. Турецкая баня, последний по времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль, не нарушив его единства.

1860- е

Наконец, в 1865 году на лугу перед южным фасадомЗубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и перголой — верандой в итальянском стиле. 

1915

Открытие Екатерининского парка состоялось на днях. А в день Тезоименитства 23 апреля на воду большого озера были спущены лодки, которые были переполнены публикой – любителями водного спорта. На многх лодках катались наши серые герои — раненные с повязками, и видимо испытывали удовольствие, наслаждаясь чудесным воздухом.9

1940

15 мая — газета "Большевистское слово" пишет: "Управление дворцов-музеев готовится к грандиозному народному гулянью, устраиваемому 18 мая — в день открытия парков. Гулянье открывается торжественным митингом с выступлением прославившихся в недавних боях с белофиннами Героев Советского Союза. На Розовом поле будут демонстрироваться военные игры. С наступлением темноты будет устроен грандиозный фейерверк с разноцветными каскадами и фонтанами. В течение всего дня в парках будут играть 5 духовых оркестров. Вечером в Зеленом театре состоится большой концерт джаза".

Справочные сведения для экскурсантов: Екатерининский парк открыт ежедневно с 11 до 23 часов.

Темы экскурсий по парку:

  1. „От царского парка XVIII, века к парку наших дней —месту культурного отдыха трудящихся";
  2. „Пушкин в Царском Селе"

Все экскурсионные маршруты обслуживаются экскурсоводами
ВХОДНАЯ ПЛАТА:

  1. Вход в парк — 60 к.
  2. Осмотр пэвильонов  "Эрмитаж", „Турецкая баня", „Адмиралтейство" — по входному билету в парк.
    Экскурсии по парку оплачиваются:
    1. Пушкинская экскурсия — 30 р. за группу до 30 человек.
    2. Парковая экскурсия — 30 р. за группу до 30 человек.
    На Большом озере имеются купальня и лодочная станция. Прокат лодок: за первые два часа по 1 р. 50 к. в час, последующие часы — по 1 р. в час.
    Поезда из Ленинграда в г. Пушкин отходят с Витебского вокзала. От вокзала в г. Пушкине к дворцам идут автобусы.
     

1941-1944

В сентябре 1941 г. фашистские полчища подошли к стенам Ленинграда. Еще продолжалась эвакуация музейных ценностей из пушкинских дворцов, еще велись работы по укрытию в земле мраморной и бронзовой скульптуры, когда 15 сентября фашистская артиллерия обрушила свой огонь на дворец и парки. В этот день были нанесены первые раны Большому дворцу.  Вечером этого же дня от минометного огня сгорело здание Китайского театра в Александровском парке. 17 сентября фашистские захватчики ворвались в город Пушкин.

Вот что рассказал о первых днях оккупации Пушкина Павел Базилевич, которому в 1941 году было 11 лет:
«Питание наше состояло из капусты и конины. Капусту собирали в брошенных огородах. А мясом пользовались убитых лошадей, которое было уже несвежим. Хлеба не было. За водой я ходил в парк к роднику памятника «Девушка с кувшином». Я шел через Треугольную площадь. Собственный садик и далее вниз. Каждое утро видел страшную картину. Из дворца выходил немец и вел перед собой людей. Часто это были женщины с детьми. Фашист подводил их к воронке вблизи Вечернего зала и стрелял им в спину или в затылок из пистолета, а потом сталкивал в яму. Так немцы расправлялись с евреями. На меня они не обращали внимания. Запомнилось мне это: немец-палач, всегда одетый в черный свитер с закатанными до локтей рукавами. Однажды один старик-еврей выполз из воронки и приполз к нам во двор. Что было с ним дальше — не знаю».

За два с лишним года хозяйничанья в оккупированном городе фашисты причинили ансамблям дворцов и парков огромные непоправимые повреждения. В Екатерининском парке ими было уничтожено более трех тысяч деревьев, т. е. свыше четверти общего их количества. В парке не осталось почти ни одного не поврежденного дерева.

24 января 1944 г. наши войска, перешедшие в наступление, освободили город Пушкин. Страшная картина разрушения открылась глазам советских воинов.
«Поваленные деревья вековых парков, — писал Н. Тихонов, — лежали, как мертвые великаны. Обрывки старинной парчи, бархата и шелка носил ветер над дымом пожарищ. Картины и фарфор, растоптанные сапогами гитлеровцев, лежали в грязи разбитых аллей. Статуи без голов валялись в кустарнике. Огонь пожирал остатки домов. Горело вокруг все, что могло гореть».

Обнаруженные под стенами Екатерининского дворца, в его интерьерах, в подвалах Камероновой галереи и парковых павильонах 11 авиабомб, около 50 противопехотных мин и «сюрпризов» удалось обезвредить, тем самым предотвратив полное уничтожение величайшего памятника русской культуры.

Столь же трагическую картину представляли собой царскосельские парки. Повсюду виднелись блиндажи, дзоты и колючая проволока. Полностью была нарушена система водоснабжения. Всего в четырех парках города погибло около 20 тысяч деревьев, более 31 тысячи оказались поврежденными.

1944. Сотрудницы Большого Екатерининского дворца откапывают парковую скульптуру

Еще в 1944 году на съезде архитекторов в Англии было со скорбью заявлено, что «от уничтожения и разграбления таких шедевров культуры, как Пушкин и Павловск, человечество стало беднее...». Сказано верно: человечество стало беднее— вместо дворцов, павильонов и многих других архитектурных сооружений — поваленные стены и горы щебня, толстые пласты пепла...

В начале апреля 1944 года на основании постановления Государственного комитета обороны Совнарком принял решение «восстановить в прежнем виде внешний ансамбль дворцово-парковых территорий Екатерининского, Александровского, Павловского парков». Вслед за этим последовало решение Ленгорсовета о проведении срочных мер по сохранению пострадавших памятников архитектуры.

Бергольц О. Мы пришли в Пушкин (1944)

Екатерининский парк. Скульптура утраченная

А. Кучумов в письме жене от 23 июня 1944 года: (описания состояние некоторых конкретных объектов читайте по ссылкам в тексте)

Екатерининский парк сохранился хорошо… Центральная часть — старый сад — пострадала мало, лишь отделные деревья. За это время проведена огромнейшая работа по ее расчистке, уже самим не верится, что в нем были те ужасающие свалки, которые убрали. Войдем в парк и посмотрим на него сегодня… Ворота у лебедя прежние, скованные цепью, хотя поставлены только несколько дней назад, до этого валялись в канале, сброшенные варварами вместе с гранитными тумбами.

На полукруглой площадке стоят скамейки и среди них прежняя ваза, в которой растут незабудки, посаженные заботливой рукой… А еще месяц назад здесь громоздились кучи вонючего мусора высотой до 2-х метров — навоз, железный утиль, рвань, доски и бревна, гнилые матрацы, ломаные телеги, плиты, печи и тысячи других вещей, которыми была завалена вся часть парка до ворот. При входе в аллею, ведущую к Стасовским воротам, еще две вазы, тоже с незабудками. Стоят скамейки, выбранные из свалок. Стриженые шпалеры акации разрослись за три года и превратились в густые зеленые стены.

Эрмитажная аллея… Купы двухсотлетних лип осеняют пустой гранитный пьедестал памятника Екатерине. Сама скульптура украдена немцами. Скамейки по бокам уцелели, с повреждениями. В куртине «Венеры в садах» лежит еще свалка, подобная описанной выше. Среди ломаных телег и грузовиков разбросана золоченая резьба. Здесь в снегу нашли две кариатиды от дверей Большом зала, выброшенные немцами. Левкас, конечно, размок осталась замечательная резьба в своем девственно-чистом виде. Тут же лежат фрагменты иконостаса Федоровского собора из фондов и многое другое. Пройдем по главной аллее дальше...

Металлические скамейки, пьедесталы без скульптуры среди газонов с травой по пояс (наконец-то нет протоптанных наискосок дорожек). Пруды… увы, Атрея нет.… он в плену. Верхняя ванна, как и прежде, отражается в гладкой воде пруда, но за этими стенами ничего нет. Внутри выгорела, нет крыши, хотя главный зал сохранил всю роспись. Спускаемся по мраморным лестницам мимо пустых пьедесталов, белеющих в траве, третий уступ старого сада… Нижняя ванна желтеет среды густой зелены, она уцелела без повреждении. Часть деревьев около нее побита снарядами, стоит без вершин, но стволы лип дали уже новые ветви.

По Аполлоновой аллее зайдем в Грот...  Перспектива озера не изменилась, как и раньше ее завершает Турецкая  баня и Мраморный мостик. Серебристые ивы склоняются над водой… Ничто не нарушает чарующей красоты пейзажа. Нет докучливой толпы на берегах, лодки не мутят зеркальную гладь озера. Сегодня хозяин здесь сама природа...

Рыбный канал… прихотливо горбатятся Фельтеновские мостики, густая трава и даже тростники окаймляют берега. Увы, исчезла главная красота канала — вековые пихты, вырубленные немецкими бандитами на землянки и блиндажи. От всей аллеи, может быть, осталось с десяток деревьев и те повреждены снарядами.

На круглой площадке к Эрмитажу путь преграждает завал из деревьев… Мины… в центре разбитая взрывом гранитная чаша. Кругом одиноко стоят пустые пьедесталы. В обход завала выходим к Эрмитажу… Парк вокруг Эрмитажа, особенно в направлении Чертова моста, сильно вырублен, появились большие поляны, планировка приняла английский характер. Идем дальше...

В глубине аллеи на миг мелькает Морейская колонна — она хорошо сохранилась. По берегу подходим к Адмиралтейству… Деревянный дом, в котором мы жили, доживает последние дни. Снарядами вырваны боковые части нижнего этажа, поэтому бывшая наша квартира и симметричная ей висят в воздухе...

Сейчас дом начали разбирать на материал. Бросаем взгляд в сторону дворца, по-прежнему «чертоги на сводах опершись несутся к небесам, лишь высокие трубы над Зубовским и торчащие без крыши колонны Зеркальной площадки напоминают о страшной действительности — дворце руин… Продолжаем путь.,, С одного из поворотов дорожки хорошо виден «Зал па острову», он сохранился без повреждений. Рядом «Грозный столп». «Орел младой» сидит на месте, но барельефы на цоколе отсутствуют — украдены немцами. Угол цоколя поврежден снарядом, нужна будет серьезная реставрация.

Самые тяжелые повреждения нанесены Турецкой бане. Мраморный мостик… сброшены вводу части перил на лестницах, реставрированные накануне войны. Под сводом плафона сохранились реставрационные леса… Идем  к Фельтеновской Руине… Теперь Чугунные ворота стоят не в чаще, а на открытом мecтe и от этого только выиграли… Орловские ворота имеют очень незначительные повреждения от осколков, зато чудесные дубовые аллеи около них, идущие вдоль Виттоловского канала, наполовину вырублены...

Выходим через акведук на Рамповою аллею, она почти до самою дворца украшена «гостинцами» в 1000 кг весом (авиабомбами, обезвреженными чудовищами, извлеченными из подвалов дворца и колоннады… Среди зарослей живописно прячется Турецкая плотника со своими красными башенками. На лугу к театру совершенно невиданная трава, мне по плечо, и целое море полевых цветов. За 12 лет я никогда не видел такой прелести, впервые в истории невытоптанне место. Вот только сейчас можно оценишь всю красоту пейзажа. Эстрадный театр — уцелел только павильон. Портик сцены и все остальное сгорело… откровенно, не очень и жаль, теперь безобразные заборы не портят парк.

Напротив когда-то былиКиоск и Фермочка, рядом Концертый зал....

Поднимаемся через мостик на террасу. Кстати, перед каждым мостом было минное поле, вначале для того чтобы миновать их, перебирались по карнизу за перилами, ибо мины были и на мосту в щебне, вместо снятых плит… Терраса Руска...

Проходим в Собственный садик… Спустился вниз к памятнику Ланскому… вынут один мраморный барельеф, который стоит рядом, не успели украсть… Вечерний зал — сохранилась вывеска «Кафе Пушкинторга», внутри конюшня с навозом высотой в один метр.  Вот краткий обзор парка па сегодня… Написать можно было много, по врелепи нет. Пока, до свидания."

От перекрестка у Третьего Каскадного пруда и до самого Екатерининского дворца немцы хоронили своих солдат. После войны там еще в отдельных местах валялись раабитые березовые кресты. (Из книги: Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг)

Осенью 1944 года из эвакуации прибыли музейные коллекции.

Тысячи ленинградцев по воскресеньям расчищали завалы, устанавливали скульптуру.

Вмае 1945 года заняла свое прежнее место бронзовая скульптура «Девушка с кувшином».

17 июня 1945 г. Екатерининский парк был торжественно открыт для посетителей.
 

1950-е

В те годы основным местом отдыха и развлечений были парки — Екатерининский и Александровский. Вход в Екатерининский парк стоил 20 коп., а военнослужащих пропускали без билетов. Сюда особенно по субботам и воскресеньям приходило много народа разного возраста как из г. Пушкина, так и приезжало из г. Ленинграда. Работала лодочная станция, можно было купаться, загорать и ловить рыбу на большом озере Екатерининского парка и других водоемах Александровского и Баболовского парков.
Пройдя некоторое время по Рамповой аллее, можно было подойти и отдохнуть на скамейках музыкальной раковины. Здесь по субботам и воскресеньям играли военные оркестры, выступали эстрадные исполнители. Далее ближе к Мраморному мостику находился Зеленый театр, где можно было посмотреть какую-либо театральную постановку. Повернув направо на аллею, ведущую к Розовому полю, можно было попасть на танцевальную площадку (цена билета 1 рубль).

Центром развлечений было Розовое поле. Здесь можно было посмотреть футбольные матчи, различные соревнования, работали многочисленные аттракционы, карусели, качели, «гигантские шаги», буфеты, продавали мороженое. В стороне находилась танцевальная площадка. Вечером военная кинопередвижка демонстрировала различные фильмы, большинство из которых были трофейными.

Хулиганов и пьяных в парках тогда никто не видел: только что закончилась война, люди были более дисциплинированными, порядок поддерживался милицией и военнослужащими. (Из книги: Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг)

1960-е

Те, кто знал парки Пушкина до войны и помнит их в первые месяцы после ее окончания, испытывают сейчас глубокое удовлетворение. За прошедшие годы исчезли зияющие раны, нанесенные городу и его паркам. Молодые деревья, посаженные в аллеях, вырубленных вражеской рукой в дни войны, разрослись, вытянулись стройными рядами и широко раскинули свои кроны. Парки вновь предстают перед нами во всей своей неповторимой красоте. Реставрация поврежденных дворцов и павильонов оказалась очень сложной и трудной задачей.

Вопрос о реставрации Регулярного сада очень сложен. Нельзя было полиостью вернуться к старому «Регулярному саду середины XVIII века. Ведь появление в этой части парка архитектурных памятников классицизма — Камероновой галереи, Верхней и Нижней ванн в гранитной набережной вдоль Садовой улицы заставляло сохранять элементы пейзажного парка конца XVIII века. И в то же время реставрация фасадов Екатерининского дворца с максимальным приближением его внешнего облика к дворцу середины XVIII века закономерно потребовала воссоздания Регулярного парка в наиболее интересных районах его планировки. Необходимо было раскрыть вид на среднюю часть паркового фасада дворца и показать этот памятник русского барокко в едином ансамбле с регулярным садом» Следует напомнить, что в 1930 годах уже чувствовалась необходимость раскрыть фасад, и тогда были сняты старые, сильно разросшиеся липы на первом уступе перед дворцом.
В настоящее время, когда фактически впервые после 1770 г. Екатерининский дворец начинает приобретать свой исторический внешний вид, необходимо воссоздать перед его парковым фасадом наиболее интересные элементы регулярного сада.
В течение двух лет молодой архитектор-паркостроитель Н. Е. Туманова работала над проектом реставрации этой части парка и на основе тщательного изучения сохранившихся планов парка XVIII века и исследования парка в натуре нашла свое творческое решение этого вопроса.
Входя в парк около фонтана «Лебедь», экскурсанты сначала увидят (как и сейчас) Пушкинский тенистый сад, а потом, поднимаясь на аллею лицеистов, остановятся против фасада дворца в своеобразном парке-музее. Перед яркими красочными фасадами дворца у подножия зеленого склона с серыми гранитными лестницами расположатся два больших фигурных цветника. Старые деревья на газонах второго и третьего уступа будут окружены зелеными «стенами» из подстриженных кустов лип. На следующем уступе, как два зеркала в прямоугольных удлиненных рамах с фигурными углами, будут восстановлены пруды середины XVIII века, а далее за аллеей лиственниц «зеленый амфитеатр» — полукруг из липовых шпалер у входа в Нижний сад. Старые деревья сохраняются, особенно воспетые А. С. Пушкиным «Аллеи древних лип»»
Одновременно с реставрацией будут проведены все работы ло благоустройству этого района: посадки деревьев на месте выпавших, лечение старых деревьев, пересадка на питомник деревьев, которые с 1947—49 гг. развиваются очень Плохо (особенно около Эрмитажа), ремонту дорог, устройству газонов и т.д.
Работы по реставрации и благоустройству Регулярного сада Екатерининского парка намечено начать осенью текущего года.

Е. ГЛАДКОВА, главный хранитель Дворцов музеев и парков г. Пушкина. Газета Вперед, 1962 год

Зеркальные пруды до 1960-х гг существовали в форме и названии Полулунных


1970-е

В 1975 году партере регулярной части Екатерининского парка в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войны была посажена Аллея Победы

В 1976 году по проектам архитекторов А.А. Кедринского и Н.Е. Тумановой была воссоздана старейшая регулярная часть Екатерининского парка. Началась консервация парковых павильонов — Эрмитажа, Грота и других.

1990-е<o:p></o:p>

В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком.

 

 Зима 2011/2012

Произведена реставрация одного из Зеркальных прудов

Июнь 2012 В Екатерининском парке появились саговниковые пальмы (цикасы)

 

Источники:

  1. Яковкин И.  "Описание Села Царского", 1825
  2. Вильчковский С.Н.  "Царское Село", 1911
  3. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  4. Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009. С. 5-94.
  5. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  6. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век.- СПб: Лениздат, 1997
  7. Семенова Г.В. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  8. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  9. "Царскосельское дело" №18 суббота 2 мая 1915 года
  10. Материалы газеты Большевистское слово (Вперед, Царскосельская газета)
  11. Письма А. Кучумова

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!



Закрыть ... [X]


Екатерининский парк Энциклопедия Царского Села Громче всех кричит поговорка

Как поставить гранитный памятник самостоятельно Подобрать недорогой и качественный памятник от
Как поставить гранитный памятник самостоятельно Памятники из гранита Изготовление гранитных
Как поставить гранитный памятник самостоятельно Александр Быстряков. Хроника жизни евреев
Как поставить гранитный памятник самостоятельно На дальних подступах читать
Как поставить гранитный памятник самостоятельно Выборг Википедия
Как поставить гранитный памятник самостоятельно БДСМ сайт бесплатных знакомств и общения для
Как поставить гранитный памятник самостоятельно Библия К Римлянам 6 (Синодальный перевод)
Более 25 лучших идей на тему «Заточка ножей» на Pinterest Вязание пуловеров, вязание свитеров » Вязание, вязание Запеченные мюсли и Гранола - Мери Кей У Наташи Как вывести папилломы в домашних условиях Как Как нарисовать дерево карандашом поэтапно Лечение папиллом в домашних условиях народными Мужские прически с пробором на бок - как делать? Народные средства от прыщей - Женский журнал JLady Поздравления с Днем пожарной охраны