Информационные отношения в менеджменте

Автор/создатель: Кригер А.Б.

Учебное пособие посвящено новой прикладной отрасли знания - информационному менеджменту. Информационный менеджмент возник из практических задач на стыке менеджмента и прикладной информатики. Целью учебного пособия является - познакомить специалистов области прикладной информатики с типовыми задачами информационного менеджмента и подходами к их решению. Рассмотрены особенности информационного менеджмента, как отрасли знания; место информационного менеджмента в компании, организации; основные задачи информационного менеджмента. В пособии собраны подходы, методы, рекомендации, позволяющие решить задачи информационного менеджмента. Учебное пособие ориентировано на специалистов области прикладной информатики, интересующихся вопросами управления, студентов старших курсов специальности "Прикладная информатика (по областям)". В силу того, что основные теоретические понятия области информационных технологий и вопросы формирования технологической среды информационных систем в пособии рассмотрены подробно, пособие может быть использовано студентами экономических специальностей и студентами, изучающими менеджмент.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ КРИГЕР А. Б. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВЛАДИВОСТОК 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»................................................................. 5 АННОТАЦИЯ................................................................................................................................................................. 6 УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.................................................................................................................................. 6 ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................................... 9 МОДУЛЬ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ЕГО МЕСТО. ПРЕДМЕТ. ЗАДАЧИ.................... 10 ГЛАВА 1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......... 10 ГЛАВА 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ............................................................ 12 1.2.1. Управление, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информационный продукт и другие понятия...................................................................................................... 12 1.2.2. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 21 ГЛАВА 1.3. ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА................................................................... 22 1.3.1. Как понимают задачи информационного менеджмента......................................................................... 22 1.3.2. Классификация управляющих информационных систем и их связь со структурой организаций........ 23 1.3.3. Задачи информационного менеджмента................................................................................................... 29 1.3.4. Типовые подходы к решению задач ИМ...................................................................................................... 31 1.3.5. Связь информационного менеджмента с другими направлениями IT-отрасли..................................... 33 1.3.6. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 34 ГЛАВА 1.4. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ............................................ 35 ГЛАВА 1.5. КТО ТАКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР?........................................................................................... 37 МОДУЛЬ 2. СОЗДАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ИС. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА........................................................................................................................................................ 40 ГЛАВА 2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ............................................ 40 2.1.1. Микропроцессоры......................................................................................................................................... 40 2.1.2. Компьютеры................................................................................................................................................. 42 2.1.3. Средства организационной техники.......................................................................................................... 47 2.1.4. Телекоммуникационные средства............................................................................................................... 48 2.1.5. Программные средства ИС......................................................................................................................... 53 ГЛАВА 2.2. СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ....................................................................................................................................... 55 2.2.1. Системный анализ информационных систем............................................................................................ 55 2.2.2. Направление развития ИС........................................................................................................................... 60 2.2.3. Корпоративные информационные системы.............................................................................................. 62 2.2.4. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 65 ГЛАВА 2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ........................................................................... 65 2.3.1. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 70 ГЛАВА 2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ...................................................................................................................... 71 2.4.1. Проблемы оценки информационные отношения в менеджменте эффективности ресурсов информационных систем................................................. 71 2.4.2. Структура «машинного времени».............................................................................................................. 72 2.4.3. Характеристики эксплуатации информационных систем...................................................................... 73 2.4.4. Проблемы интенсификации использования ресурсов информационных систем.................................... 75 2.4.5. Эксплуатация систем «человек-машина».................................................................................................. 76 2.4.6. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 78 МОДУЛЬ 3. ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ИС........................................................................... 78 ГЛАВА 3.1. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ................................................................................................ 79 3.1.1. Понятие инновации...................................................................................................................................... 79 3.1.2. Особенности инноваций в области информационных технологий.......................................................... 80 3.1.3. Инновации с области ИС: формирование проекта и внедрение ИС....................................................... 81 3.1.4. Инновации с области ИС: факторы успеха............................................................................................... 84 3.1.5. Управление инновационными проектами: внедрение АИС....................................................................... 85 3.1.6. Цели и перспективы инновационной деятельности.................................................................................. 88 3.1.7. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 88 ГЛАВА 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ИС............................................................................. 89 3.2.1. Факторы, влияющие на организационную структуру ОИ....................................................................... 90 3.2.2. Некоторые типы организационных структур ИС................................................................................... 92 3.2.3. Вопросы для самопроверки.......................................................................................................................... 94 МОДУЛЬ 4. ФИНАНСЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ............................................................................. 95 ГЛАВА 4.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, КАК ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ............................................................................ 95 4.1.1. Статическая оценка экономической эффективности ИС...................................................................... 95 4.1.2. Примеры оценки экономической эффективности ИС.............................................................................. 97 4.1.3. Вопросы для самопроверки........................................................................................................................ 105 ГЛАВА 4.2. ИНВЕСТИЦИИ В ИС.................................................................................................................................. 105 4.2.1. Показатели эффективности инвестиций в ИС, методы оценки.......................................................... 106 4.2.2. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ИС...................................................................... 109 4.2.3. Вопросы для самопроверки........................................................................................................................ 111 ГЛАВА 4.3. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОЙ СТОИМОСТИ ВЛАДЕНИЯ ИС (TOTAL COAST OF OWNERSHIP)............................. 111 4.3.1. Этап первый. Тип предприятия................................................................................................................ 113 4.3.2. Этап второй. Анкетирование и анализ рабочих мест........................................................................... 113 4.3.3. Этап третий. Сбор и анализ остальной информации........................................................................... 114 4.3.4. Этап четвертый. Подсчет стоимости.................................................................................................. 116 4.3.5. Факторы, влияющие на величину совокупной стоимости владения..................................................... 117 4.3.6. Факторы, влияющие на увеличение стоимости владения..................................................................... 117 4.3.7. Факторы, влияющие на уменьшение стоимости владения.................................................................... 118 4.3.8. Пример расчета стоимости простоя сервера........................................................................................ 119 4.3.9. Вопросы для самопроверки........................................................................................................................ 122 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................. 122 ГЛОССАРИЙ.............................................................................................................................................................. 124 4 Программа курса «Информационный менеджмент» 1. Информационный менеджмент как отрасль знания 1.1. История формирования информационного менеджмента как самостоятельной отрасли знания. Причины возникновения информационного менеджмента. 1.2. Основные понятия информационного менеджмента, термины. 1.3. Связь информационного менеджмента с другими дисциплинами. 1.4. Основные направления информационного менеджмента. 1.5. Задачи информационного менеджмента. 1.6. Место информационного менеджмента в системе управления предприятием. 2. Формирование технологической среды информационных систем 2.1. Основные составляющие технологической среды информационных систем. 2.2. Классификации, принятые для каждой составляющей технологической среды. 3. Создание, развитие, обслуживание и эксплуатация информационных систем 3.1. Жизненный цикл информационных систем. 3.2 Понятие платформы и платформообразующих средств информационных систем. 3.3. Направления развития информационных систем. 3.4. Корпоративные информационные системы – новый тип информационных систем для бизнеса. 3.5. Использование и эксплуатация информационных систем. 3.6. Планирование в в среде информационных систем. 4. Задачи информационного менеджмента в управлении и формировании организационных структур ИС 4.1. Формирование инновационной политики в области информационных систем. 4.2. Формирование организационной среды информационных систем. 4.3. Организация обработки информации для наиболее типичных условий функционирования информационных систем. 5. Финансы информационных систем 5.1. Проблемы оценки экономической эффективности автоматизированных информационных систем. 5.2. Оценка эффективности как экономии ресурсов. 5.3. Инвестирование в информационные системы. Особенности оценки эффективности инвестиций в информационные системы. 5.4. Бизнес-план инвестирования в информационные системы. 5.5. Модель совокупной стоимости владения информационной системой. ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ CASE – Computer-Aided Software/System Engineering DSS – то же, что СППР MIS – управляющие информационные системы ESS – исполнительные информационные системы MRP – Material requirements planning MPR II – Manufacturing resource planning ERP – Enterprise Resource Planning TCO – total coast of ownership – совокупная стоимость владения информационной системой АИС – автоматизированная информационная система АИТ – автоматизированная информационная технология АРМ – автоматизированное рабочее место АСУ – автоматизированные системы управления БД – базы данных 5 ГАС – государственная автоматизирования система ДП – денежный поток; является термином финансового менеджмента, финансовых расчетов ЖЦ – жизненный цикл; здесь применительно к информационным системам - ИС ИМ – информационный менеджмент ИМНС – инспекция министерства по налогам и сборам Российской Федерации ИР – информационные ресурсы ИС – информационные системы ИТ – информационная технология, в литературе чаще встречается англоязычное обозначение IT ИОД – индивидуальная обработка данных ИЦ – информационный центр КИС – корпоративная информационная система ОИ – обработка информации ОС – операционная система ПАК – программно-аппаратный комплекс ПК – персональный компьютер ПО – программное обеспечение ПС – программные средства САПР – система автоматизированного проектирования СППР – система поддержки принятия решения СУБД – системы управления базами данных ЭИС - Экономическая информационная система ЭВМ – электронно-вычислительная машина АННОТАЦИЯ Учебное пособие посвящено новой прикладной отрасли знания – информационному менеджменту. Информационный менеджмент возник из практических задач на стыке менеджмента и прикладной информатики. Целью учебного пособия является – познакомить специалистов области прикладной информатики с типовыми задачами информационного менеджмента и подходами к их решению. Рассмотрены особенности информационного менеджмента, как отрасли знания; место информационного менеджмента в компании, организации; основные задачи информационного менеджмента. В пособии собраны подходы, методы, рекомендации, позволяющие решить задачи информационного менеджмента. Учебное пособие ориентировано на специалистов области прикладной информатики, интересующихся вопросами управления, студентов старших курсов специальности «Прикладная информатика (по областям)». В силу того, что основные теоретические понятия области информационных технологий и вопросы формирования технологической среды информационных систем в пособии рассмотрены подробно, пособие может быть использовано студентами экономических специальностей и студентами, изучающими менеджмент. УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения курса «Информационный менеджмент». Информационный менеджмент является новой прикладной отраслью знания. Информационный менеджмент возник на стыке различных направлений менеджмента и прикладной информатики из задач практического применения информационных технологий в различных отраслях деятельности. Специализация курса Учебное пособие по специальному курсу «Информационный менеджмент» составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)». Учебное пособие ориентировано прежде всего на специалистов области прикладной информатики, интересующихся вопросами управления, студентов старших курсов специальности «Прикладная информатика (по областям)». Однако оно может быть использовано и студентами экономических специальностей, и студентами, изучающими менеджмент. Пособие построено таким образом, чтобы читатель получил 6 полную информацию, не только по вопросам, непосредственно относящимся к информационному менеджменту, но по дисциплинам, на которых базируется изучение информационного менеджмента. С этой целью в учебное пособие включены основные теоретические понятия области информационных технологий, классификация информационных систем, подробно рассмотрены составляющие технологической среды информационных систем и задачи формирования технологической среды. Структура курса Данное пособие представляет собой комплекс учебных материалов, предназначенных для изучения начального курса эконометрики. Комплекс учебных материалов включает: аннотацию учебную программу по курсу, собственно учебник с рисунками, диаграммами, практическими рекомендациями, учебными примерами решения различных задач области информационного менеджмента глоссарий контрольный тест. Связь с другими курсами Как дисциплина, «Информационный менеджмент» базируется на курсах государственного образовательного стандарта «Теоретические основы информационных систем и технологий» и «Менеджмент», связан с курсами «Проектирование информационных систем», «Предметно- ориентированные экономические информационные системы». Кроме того, в изучении курса очень пригодятся знания, полученные при изучении таких дисциплин как «Информатика», «Операционные среды, системы, оболочки». Цель курса Основной целью курса является познакомить специалистов области прикладной информатики с типовыми задачами информационного менеджмента и подходами к их решению Задачи курса В рамках изучения курса «Информационный менеджмент» необходимо решить следующие задачи подготовки специалиста: Рассмотреть сущность информационного менеджмента, его место в системе управления компанией; Выделить направления информационного менеджмента и их особенности; Рассмотреть задачи информационного менеджмента, пути и методы их решения. Структура учебного пособия Собственно учебник разбит на четыре учебных модуля. В каждом из модулей сгруппированы вопросы имеющую логическую или причинно-следственную взаимосвязь. Каждый из модулей в свою очередь разбит на главы, в которых рассматриваются конкретные задачи и проблемы информационного менеджмента. Главы в свою очередь разделены на разделы, отражающие отдельные вопросы и особенности выделенных задач информационного менеджмента. Первый модуль – «Информационный менеджмент. Его место. Предмет. Задачи» – в соответствии с названием включает: данные об истории возникновения информационного менеджмента; исследование существующих направлений развития информационного менеджмента, как специализированной отрасли знания; перечень и краткие характеристики основных задач информационного менеджмента; основные понятия отрасли информационных технологий. Изучение курса следует начинать именно с первого модуля, т.к. именно в этом модуле содержится вся ключевая информация по изучению курса «Информационный менеджмент». Остальные модули можно рассматривать в произвольном порядке. Второй модуль – «Создание, использование, развитие ИС. Проблемы информационного менеджмента» - объединяет следующие задачи: формирования технологической среды информационных систем. Достаточно подробно рассмотрены отдельные технологические составляющие информационных систем; создания, использования и развития информационных систем в компании, организации; планирования в среде информационных систем; использования и эксплуатации информационных систем, оценку эффективности использования информационных ресурсов. 7 Третий модуль – «Управление и организация области Информационных систем и информационных технологий» - объединяет логически связанные задачи управления: формирования организационной структуры; управления персоналом в сфере обработки информации; формирование инновационной политики в области и информационных технологий. Четвертый модуль – «Финансы информационных систем» - рассматривает вопросы управления финансами информационных систем и оценки экономической, финансовой эффективности. Структурой учебного пособия предусмотрены три уровня разделения информации: модули, главы, разделы. Однако иногда, для ясности и структурированности изложения, возникает необходимость разбить информацию, представленную в разделах на подразделы. Подразделы не нумеруются, так как такая редакторская единица есть не везде, а просто выделены курсивом. Важной составляющей учебного пособия является «Краткий терминологический словарь». В какой-то степени глоссарий является даже избыточным, так как в него включены практически все встречающиеся в пособии специальные термины и понятия, и не только. Однако именно это позволит использовать ученое пособие студентам экономических специальностей, и студентам, изучающим менеджмент. В некоторых случаях дается несколько определений для термина или понятия. Это связана с тем, что дисциплины связанные с информатизацией и информационными технологиями не развиты пока до такой степени, как скажем математика, физика, отрасли инжениринга. Поэтому на ряду со стандартизованными понятиями и терминами есть и неустоявшиеся. В этом случае читателю для полноты представления об объекте лучше познакомиться с несколькими определениями. Особенности оформления учебного материала В тексте модулей приводятся как понятия и определения, относящиеся непосредственно к информационному менеджменту, так и относящиеся к отраслям знаний связанных с информационным менеджментом. Соответственно для облегчения чтения и восприятия материала выбрана система оформления текста учебного пособия. Термины, понятия и определения, являющиеся наиболее важными в изучении дисциплины и имеющие непосредственное отношение к информационному менеджменту, к области информационных технологий выделены полужирным курсивом василькового цвета. Такое же оформление имеют наиболее важные выводы по представленному в главе, разделе материалу. Выводы, кроме того, выделены в отдельные абзацы, с отступом от предыдущих абзацев. Важные термины, понятия, информация, на которую делается акцент в предложении, абзаце, а также заголовки разделов выделяются полужирным шрифтом. Информация, на которую следует обратить внимание, а также названия подразделов выделяются курсивом. Фрагменты с важной информацией внутри разделов, подразделов, кроме того, выделяются в отдельный абзац с пропуском строки до и после абзаца. Наиболее важная, ключевая информация для облегчения восприятия и запоминания учебного материала представлена графической форме в виде структурных схем, блок-схем, диаграмм различных типов, рисунков, таблиц. Весь этот графический материал является «несущей конструкцией» пособия и несет основную информационную нагрузку. Надписи в схемах, диаграммах, таблица выполнены шрифтом отличающимся от шрифта текста учебника. Тем самым делается дополнительный акцент на графическом материале. Проверка и оценивание знаний В пособие включены вопросы для самопроверки знаний. Цель данных вопросов - структурировать информацию которую получает читатель. В отсутствии практических занятий, которые входят в программу для студентов дневного отделения, эти вопросы являются способом самоподготовки к тестированию. Можно уверенно сказать, что слушатель, который хотя бы попытался ответить на вопросы, тестирование пройдет успешно. Однако, хотелось бы обратить внимание читателей: вопросы для самопроверки с тестовыми вопросами вовсе не совпадают. Для того, чтобы ответь на предлагаемые вопросы для самопроверки, необходимо внимательно изучить главу, к которой они относятся. Ответ на вопрос не является цитатой пособия. Получение ответа предполагает творческое отношение читателя к предложенной информации. Тестовые вопросы составлены исключительно по материалу пособия. В некоторых случаях они цитируют текст пособия. Естественно, вопросы относятся к той или иной теме, той или иной главе. Однако для верного ответа на большую часть вопросов (за исключением тех которые касаются определений и терминов) необходимо изучить весь курс одинаково тщательно. 8 Введение Бурное развитие компьютерной техники, создание дружественного для не квалифицированного пользователя программного обеспечения привело к широкому применению информационных технологий во всех областях человеческой деятельности, послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации. За короткий срок информационные системы прошли развитие от вычислительных систем, применяемых в научных исследованиях и АСУ крупных предприятий до комплексных автоматизированных информационных систем, позволяющих реализовать весь спектр не только обработки, накопления информации, но и управления компаниями, организациями на всех уровнях. Создание персональных компьютеров, адаптированного графического интерфейса расширило рынок информационных продуктов и услуг до уровня «домашнего потребления». Информационные системы из технологической составляющей бизнеса, управления превратились в фактор производства, фактор конкурентной борьбы. Однако вместе с очевидными преимуществами применения информационных систем возникла проблема управления информационными системами. Практика создания и эксплуатации информационных систем выявила проблемы и противоречия, которые могли быть разрешены только введением всестороннего специализированного информационного менеджмента. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество разработки оказывалось неудовлетворительным: противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем находящихся в эксплуатации и т.д. Сегодня деятельность любой компании и организации сильно зависит от подразделения, обеспечивающего информационную среду компании, и зависимость эта со временем усиливается. В результате обслуживание информационных систем перестает быть только технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы компании. Уровень развития информационной системы организации, значимость информационных технологий для деятельности организации делает ИТ-подразделения компаний неотъемлемой частью бизнеса. Сложность задач в управлении информационными системами и персоналом приводит к необходимости разработки стратегий в области информационных технологий ведения специализированного менеджмента – информационного менеджмента. В России процесс внедрения в практику и развития информационных систем занимает еще более краткий период, нежели в странах с развитой рыночной экономикой. В этом процессе могут быть выделены следующие этапы: Применение компьютерной техники, прикладного программного обеспечения, сетевых технологий является для компании вопросом престижа, «продвинутости» руководства. Никто не требует от информационной системы какой-либо отдачи, и тем более экономической эффективности. Информационные технологии, информационные системы применяются на уровне оперативного управления предприятием, организацией – накопление, хранение, классификация, первичная обработка информации. Информационные системы применяются для решения бизнес задач предприятия, организации. Важным фактором в подготовке высококвалифицированных специалистов в области экономических информационных систем является комплексная подготовка, учитывающая широкий спектр областей знания, специализированных дисциплин. Именно для обеспечения комплексной подготовки в учебные планы специальности «Прикладная информатика в экономике» включена дисциплина «Информационный менеджмент». Особенностью дисциплины «Информационный менеджмент» то, что данная отрасль знания зародилась относительно недавно и является развивающейся. По существу информационный менеджмент не имеет пока ни устоявшейся терминологии, ни ставших классическими методик и решений. В следствие этого, специалисты часто используют не только разные понятия и термины, но и различным образом толкуют задачи информационного менеджмента и методологию их решения. В данное учебное пособие включены типовые задачи, возникающие в практике информационного менеджмента и методики их решения. Именно поэтому, в учебном пособии широко использованы и цитируются материалы периодических изданий, в том числе электронных. 9 Материалы исследований, практические советы, анализ разработки и внедрения ИС, являются результатом дискуссии специалистов в области информационных технологий и ИТ-менеджмента. МОДУЛЬ 1. Информационный менеджмент. Его место. Предмет. Задачи Глава 1.1. Возникновение информационного менеджмента как самостоятельной дисциплины В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых. Для создания более целостного представления о периоде четвертой информационной революции целесообразно познакомиться с историческими этапами смены поколений электронно- вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации. 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах. 2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки. 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов. 4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ. 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. 10 Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Понятие «информационный менеджмент» (далее ИМ) появилось относительно недавно – в конце 70-х годов прошлого столетия. Возникновение ИМ как понятия, а затем как самостоятельной отрасли знания связано, как с необходимостью принимать эффективные решения в сфере информатизации (внутренние задачи ИМ), так и требованиями к управлению информацией в основной деятельности предприятия (внутренние задачи ИМ). Практика создания и эксплуатации информационных систем выявила проблемы и противоречия, которые могли быть разрешены только введением всестроннего специализированного информационного менеджмента. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество разработки оказывалось неудовлетворительным: противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем находящихся в эксплуатации и т.д. Едва ли можно четко обозначить проблему и место возникновения ИМ. ИМ как отрасль знания возник из практики создания и эксплуатации информационных систем. Исторической точкой возникновения ИМ как понятия можно было бы назвать 1957 г. В этом году в США число работников отрасли обработки информации сравнялось по численности с числом работников занятых в материальном производстве. Далее в США работники области обработки информации стали доминировать по численности. Последние десятилетия они составляют более 50% работоспособного населения, тогда как производственные рабочие составляют менее 20%, а сельского хозяйственные – мене 5%. В этот же период (50-е, 60-е годы) появились первые стратегические информационные системы. Стратегические информационные системы создавались с целью обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является создание и развитие автоматизированной системы бронирования и продажи авиабилетов SABRE. Система бронирования SABRE была создана авиакомпанией American Airlines в 1964 г. Штаб-квартира SABRE расположена в США. Автоматизированная система функционирует и развивается, под различными марками распространяется в других регионах. В дальнейшем стратегические информационные системы бронирования авиабилетов получили свое развитие, превратившись в информационные системы туристического бизнеса. Рассмотрев историю развития стратегических информационных систем не нельзя не увидеть, что они вообще изменили структуру отрасли. Информационные системы за короткий срок стали необходимым средством успешного менеджмента. Информационный менеджмент выделился в отдельную отрасль менеджмента, использовать средства информационного менеджмента для получения конкурентного преимущества является целью многих предприятий. Информационный менеджмент (далее ИМ) является новой, развивающейся отраслью знания. ИМ возник на стыке дисциплин отрасли информационных технологий (далее ИТ или IT) и практического менеджмента в результате решения задач управления информационными системами (далее ИС) компаний и организаций. По существу ИМ не имеет пока ни устоявшейся терминологии, ни ставших классическими решений. ИМ как отрасль знания является развивающейся. Вследствие этого, специалисты часто используют не только разную терминологию, но и различным образом толкуют задачи ИМ и методологию их решения. Поэтому в данном учебном пособии использованы материалы периодических изданий, в том числе электронных. Материалы периодических изданий предлагают решения задач ИМ, полученные зарубежными или отечественными специалистами, либо анализ проблем и методик их решения. 11

© 2005-2017 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"

Главная | Каталог | Избранное | Порталы | Библиотеки ВУЗов | Отзывы | Новости | | Рекламодателям | Контакты | Карта сайта




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Информационный менеджмент и информационные системы Цитаты про моего мальчика

Информационные отношения в менеджменте Информационный менеджмент Международный факультет
Информационные отношения в менеджменте Информационный менеджмент: Учебное пособие. Читать
Информационные отношения в менеджменте Менеджмент Википедия
Информационные отношения в менеджменте FAQ - Асбест- информационный портал
Информационные отношения в менеджменте Ботокс для волос - Уход за лицом
Информационные отношения в менеджменте ВСЯ ЖИЗНЬ @ КАК БУГУРТ -ТРЕД Коротко описываем свою жизнь в
Информационные отношения в менеджменте Всё для CS 1.6 CS:S CS:GO Читы Плагины Конфиги
Газета ВСЁ (Петрозаводск, Карелия) Диагностика по ногтям - Полезное знание Золото для World of Tanks как боевой опыт перевести в Как убрать прыщ за ночь Личный опыт удаления родинок PDA - Littleone Нарощенные ресницы - Мы проверели. Вся правда о том как Онлайн - Раскраски для детей Парафинотерапия в домашних условиях (бюджетная версия)

Похожие новости