Анализ отношения к учебной деятельности

КрентА. Ю.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

Мотивация учения - это сложная сфера детерминации поведения школьника, складывающаяся из многих, постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом факторов. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного отношения кучению, а усложнение структуры мотивационной сферы, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ее сторонами.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В работах Л. И. Божович [1] и ее последователей отмечается, что учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут выступать либо внутренние, направленные на содержание этой деятельности и ее выполнение, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определенную позицию в системе общественных отношений. С возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, самоотношения, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархии. Согласно А. К. Марковой [3, с. 7], в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес.
Таким образом, мотивация учения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для педагогики и психологии. В системе непрерывного образования современного человека ее формированию следует уделять особое внимание и рассматривать учебную мотивацию как важное условие развития личности и фактор, необходимый для обеспечения развивающего обучения младших школьников при освоении ими различных учебных дисциплин.
Целью исследования явилось выявление мотивации учения у младших школьников. Экспериментальное исследование включало изучение оценки школьной мотивации, изучение влияния школьной успеваемости на мотивацию кучению, а также изучение отношения кучению и кучебным предметам. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 97 города Минска, в эксперименте принимали участие 59 младших школьников.

Для изучения оценки школьной мотивации использовалась анкета Н. Г. Лускановой [2]. Методика позволяет изучить отношение к школе, учебному процессу, определить эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Уровень сформированности школьной мотивации определялся тем выше, чем больше баллов набрал ребенок. Каждый уровень интерпретировался качественно:
высокий уровень - отражает сформированность отношения ребенка к себе как школьнику, интерес кучению, высокую учебную активность;
средний уровень - демонстрирует незавершенность формирования отношения к себе как школьнику, наличие желания ребенка посещать школу, но ее привлекательность, в большей мере, внеучебными сторонами деятельности;
низкий уровень - сообщает о том, что дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе, неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия;
негативное отношение к школе - свидетельство о несформированности отношения к себе как школьнику, о нежелании ребенка посещать школу, учиться.

Анализ состояния школьной мотивации учащихся 1-4 классов показывает, что в 1 классе преобладающей является высокая и средняя оценка мотивации (по 37%). Данным школьникам нравится в школе, они идут в нее с радостью, не хотят отмены уроков и домашних заданий. Однако позитивное отношение к школе характеризуется неустойчивостью интереса на уроках, что зависит от количества используемых учителем игровых ситуаций, яркой наглядности, предметно-игровой деятельности. Некоторые дети посещают школу из-за возможности контактов с друзьями, одноклассниками. Негативный тип отношения кучению обнаружен лишь у 1 ребенка (5%). Результаты эксперимента представлены в табл.1.

Во 2 и 3 классах отношение к школе у учащихся несколько меняется. В этих классах увеличивается учебная нагрузка, возрастает доля когнитивно-логического компонента в процессе получения и усвоения новых знаний, а игровым приемам на уроках уделяется недостаточно внимания, хотя у детей ведущей остается игровая деятельность. Это приводит к снижению школьной мотивации. Высокий уровень мотивации выявлен лишь у пятой части учеников (20% -во 2 классе и 16% - в3 классе). Средний и низкий тип мотивации учения оказались на одном уровне у учеников 2 (33% - средний уровень, 27% - низкий) и 3 классов (34% - средний уровень, 34% - низкий) . Во 2 классе число детей, имеющих негативный тип отношения к школе и учению увеличивается до 20%. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко.

Отношение к себе как школьнику у учащихся начинает формироваться в 4 классе. В этом возрасте 31% детей нравится учится, они не хотят отмены уроков, отсутствия домашнего задания и не мечтают только о перемене. У них учебная мотивация начинает превалировать в сравнении с игровой, но преобладание учебной мотивации нестабильно. Процент детей со средним уровнем равен 38%. Однако процент детей с низким и негативным типом отношения к учению остается значительным (23% и 8% соответственно).

Таким образом, если проследить динамику мотивов учения от 1 к 4 классу, можно увидеть, что вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания к школе (оформление класса, наличие портфеля и канцелярских принадлежностей, красочные учебники и тетради), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний.

Обработка полученных данных осуществлялась с помощью стандартного программного пакета «STATISTIKA 6, 0». На первом этапе проводилась оценка параметрических выборок данных. На втором, в зависимости от результатов первого этапа, осуществлялось сравнение достоверности различия параметрическими либо непараметрическими методами.

В работе также использовались данные описательной статистики (среднее арифметическое, доверительный интервал (+/- 95%), стандартное отклонение, стандартная ошибка средняя).
Статистическая обработка полученных результатов показывает, что они являются статистически значимыми p = 0, 03 (уровень достоверности р < 0, 05).

При изучении влияния успеваемости на отношение кучебе, были выявлены следующие показатели. У школьников 1-2 классов роль школьной отметки несколько своеобразна. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
В 3 и 4 классах проделана следующая работа: все учащиеся в соответствии с их учебными оценками были разделены на 3 группы: хорошо успевающие (8-7 баллов), средне успевающие (6-5 баллов), плохо успевающие (ниже 5 баллов). Данные группы соотносились с показателями мотивации отношения к школе. По результатам проведенного эксперимента общий мотивационный профиль обнаруживает ясно выраженную прямую связь со школьной успеваемостью. В группе хорошо успевающих школьников оказалось существенно больше учащихся с высоким уровнем мотивации, чем в группе слабо успевающих. Соответственно, в группе плохо успевающих учащихся оказалось абсолютное большинство учащихся с низкой мотивацией и негативным отношением к школе. Важно отметить, что средне успевающие школьники по своему уровню мотивации ближе кхорошо успевающим, чем к неуспевающим.
Однако, как указывает А. К. Маркова [3, с. 63], балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место, у учащихся необходимо формировать правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.

Для выявления мотивов кучебе и предпочтения тех или иных учебных предметов использовалась методика Г. Н. Казанцевой [4]. Изучение отношения к учению и к учебным предметам показывает, что у учащихся по-разному распределяются мотивы. На вопрос: «Почему ты вообще учишься?» - среди учащихся младших классов популярны следующие ответы: «хочу быть грамотным», «не хочу быть худшим», «привык все делать хорошо», «хочу быть умным и эрудированным», «хочу научиться самостоятельно работать», «люблю, когда хвалят, ставят хорошие оценки». Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников являются социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, любовь кучителю, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу.

Анализ высказываний испытуемых из общеобразовательной школы по по-воду предпочитаемых школьных предметов позволяет выделить следующие мотивы их избирательности:
непосредственный познавательный интерес к содержанию изучаемого на уроке: у 56% школьников;
удовольствие от процесса выполняемой работы получают 20% учащихся;
успеваемость по предметам (положительное отношение при высокой успеваемости, отрицательное - при низкой успеваемости): 12% младших школьников;
утилитарный мотив - осознание необходимости определенного школьного предмета для овладения будущей специальностью имеют 16% школьников. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Приведем отдельные высказывания испытуемых, касающиеся познавательного интереса: «На уроках можно много узнать»; «Много интересного, можно кому-нибудь рассказать» и другие.
Ссылаясь на удовольствие от работы, дети ориентируются на внешнюю сторону ее привлекательности, которая наиболее очевидна при несложных заданиях на данных уроках («Нравится рисовать», «Люблю клеить», «Люблю бегать, прыгать на уроках физкультуры»).
Анализ полученных материалов показывает, что непосредственное удовольствие от выполняемой работы в конечном счете чаще всего связано с хорошей успеваемостью. Однако это не всегда осознается детьми. В связи с этим ведущим мотивом отношения кучебным предметам выступает успешность выполнения учебных заданий, поощряемая и одобряемая педагогами, к 4-5 классам оценка теряет свою направляющую роль.

Определенную роль в формировании отношения кучебным предметам у учащихся играет утилитарный мотив. Анализ материалов беседы показывает, что этот мотив у младших школьников выступает как формальное отражение усвоенных установок взрослых: «Нужно уметь считать»; «Надо писать и говорить грамотно», «Чтобы перейти в другой класс».
Изучение отношения кучебным предметам у младших школьников показало, что среди учебных предметов наибольшей популярностью у учащихся пользуются: «Математика», «Природоведение», «Чтение», «Русский язык», «Физкультура», «Труд».

Таким образом, в младших классах проявляется избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становиться все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Литература

  1. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы! ребенка  Л. И. Божович  Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 156 c.
  2. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении; учебно-методич. пособие Н. Т. Лусканова. - М., 1993. - 67 с.
  3. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников  А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.
  4. Практикум по возрастной психологии; учеб. пособие; под ред. Л. А. Голо-вей, Е. Ф. Рыбалко - СПб.: Речь 2002. - 269 с.



Закрыть ... [X]


Диагностика отношения студентов к учебной деятельности тема Paintboy алмазная вышивка

Анализ отношения к учебной деятельности Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению
Анализ отношения к учебной деятельности Методика 1 Изучение отношения младших школьников к учебной
Анализ отношения к учебной деятельности Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и
Анализ отношения к учебной деятельности Общий анализ учебной деятельности Мир Психологии
Анализ отношения к учебной деятельности ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ отношения к учебной деятельности Глава VIII ОТНОШЕНИЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ws
Анализ отношения к учебной деятельности Глава 11. Отношение подростка к учебе
1.10. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ «Дивергент» читать Бытовая техника. Телевизоры. Компьютеры Знаменитые женщины 40: Стиль - наше всё Trendy-U Комплекты одежды ВКонтакте Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось (fb2)